В годовщину гибели бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири жители ливанской столицы вышли на массовую демонстрацию. Собравшиеся держали транспаранты с его портретами и с именами других жертв террора. На площади Мучеников перед демонстрантами выступил сын покойного Саад Харири.
Рафик Харири погиб 14 февраля 2005 года в результате взрыва на улице Бейрута грузовика, начиненного бомбой. Многие в Ливане и за его пределами подозревают, что за этим покушением и рядом последующих терактов в Ливане стоит Сирия.
Сотни тысяч собравшихся на демонстрацию скандировали лозунги, обвиняющие сирийскую разведывательную службу.
Год назад убийство Харири всколыхнуло весь Ливан и спровоцировало так называемую «кедровую революцию», в результате которой Сирия, оккупировавшая Ливан с 70-х годов прошлого века, вынуждена была вывести свои войска из страны, хотя многие подозревают, что агенты сирийской тайной службы до сих пор действуют на территории Ливана.
На последующих парламентских выборах победу одержала антисирийская коалиция.
За минувший год в Ливане произошли и другие акты террора, направленные против критиков Сирии из числа политических деятелей и журналистов. Комиссия ООН, ведущая расследование гибели Харири, уже выступила с обвинениями в адрес представителей сирийского правительства и разведки. Сирия категорически отрицает свою причастность к гибели ливанского премьер-министра.
Демонстрантов приветствовал сын покойного премьера Саад Харири, призвавший к единению христиан и мусульман в защиту Ливана. Он только что возвратился на родину из эмиграции, чтобы принять участие в чествованиях памяти своего отца.
Весь Бейрут увешан портретами Рафика Харири, школы и правительственные учреждения закрыты. Однако в демонстрации принимают участие не все ливанцы – ее бойкотирует просирийская партия «Хезболлах», а также сторонники одного из лидеров христиан Мишеля Ауна, которые считают, что смерть Харири слишком политизирована.
Агенты Сирии – по-прежнему в Ливане
В интервью , данном ливанской вещательной корпорации LBCI по возвращении на родину, Саад Харири заявил, что Сирия засылает в Ливан своих агентов и отводит от себя подозрения, утверждая, что они – члены «Аль-Каиды».
«Мы не так глупы», сказал он, «мы знаем, что боевики, которые пробираются в Ливан со стороны Сирии – это те же боевики, которых Сирия на протяжении последних трех лет засылала в Ирак, утверждая, что они принадлежат к «Аль-Каиде».»
Саад Харири отверг обвинения в том, что он принадлежит к составленному Западом заговору с целью смены режима в Сирии. По его словам, у Ливана нет проблем с сирийским режимом – он просто желает быть оставленным в покое, чтобы получить возможность возродиться.
Многие ливанцы сегодня разочарованы в результатах «кедровой революции». Некоторые из участников демонстрации, с которыми беседовала корреспондент Британской вещательной корпорации ( BBC), считают, что народному единству, символом которого стала революция, пришла на смену партийная и конфессиональная рознь. «У большинства из нас осталось чувство, что нас подвели», считает один из посетителей сайта участников протестов годичной давности. «Но если бы не демонстрации,… мы до сих пор оставались бы под контролем соседа» - Сирии.
Тем не менее, завоевания «кедровой революции» остаются реальными, не в последнюю очередь для сына убитого премьер-министра. «Год назад мы стали жертвой чудовищного преступления», сказал Саад Харири накануне сегодняшней демонстрации, «и это преступление заставило ливанский народ понять, что права его страны – не в его руках, и что для нас настало время быть хозяевами своих решений. Этот день должен стать днем единства всех ливанцев».