Отцы и дети в погоне за пончиками

Сетлана Журова - одна из тех, для кого олимпийское золото стало венцом долгой и яркой карьеры.

Тому, кто внимательно следит за захватывающими олимпийскими состязаниями, наверняка уже не раз приходили в голову общеизвестные высказывания, от частого употребления давным-давно превратившиеся в штампы: что-нибудь вроде «спорту все возрасты покорны» или «не стареют душой ветераны». И в этом нет ничего удивительного, ведь на аренах и трассах Турина борьбу за «пончики» (так находчивые американцы окрестили необычного дизайна олимпийские медали с дыркой посередине) ведут представители трех поколений.


Участие совсем юных, 15-16-летних спортсменов в крупнейших соревнованиях давно уже стало нормой. А рядом с ними мы часто можем видеть тех, кто годится олимпийцам-тинэйджерам не только в матери и отцы, но даже в бабушки и дедушки. В этом плане, кстати, Игры в Турине установили несколько рекордов. Так, самым возрастным участником в истории Белых Олимпиад стал член сборной США по керлингу Скотт Бэйрд, который в этом году отпразднует 55-летие. Среди женщин подобный рекорд отныне принадлежит Анне Абернати, саночнице с Виргинских островов: в апреле ей исполнится 53 года.


Санный спорт дает нам и еще один повод для восхищения. Среди участников мужских одиночных состязаний был 52-летний Вернер Хёгер, представлявший Венесуэлу. Это далеко не первые Игры в его жизни, однако на предыдущих он выступал вместе со своим сыном. В Турин же Вернер приехал один, так как сын… завершил свою карьеру. Должно быть, почувствовал себя слишком старым для таких испытаний.


Но если Абернати или Хёгер, равно как и многие другие возрастные олимпионики, руководствуются основополагающим принципом Игр – «главное – не победа, а участие», – то Бэйрд вполне может рассчитывать и на то, чтобы войти в историю Олимпиад как обладатель одной из наград, ибо американских керлеров включают в круг претендентов на заветные «пончики».


Но и без того в первые дни Олимпиады на пьедестал почета поднимались многие спортсмены, давно уже перешагнувшие 30-летний рубеж, который в спорте принято считать «ветеранским». Так, самым молодым победителем в биатлоне (к сегодняшнему дню прошли три гонки) стал 29-летний немец Михаэль Грайс, тогда как другим победителям – его соотечественнику Свену Фишеру и россиянке Светлане Ишмуратовой – уже давно за 30. Равно как и трем призерам-норвежцам: Оле Эйнару Бьорндалену, Фроде Андресену и Халварду Ханеволду. В шаге от пьедестала почета остановились два 39-летних биатлониста – россиянин Сергей Чепиков и австриец Вольфганг Пернер заняли четвертые места.


Вспомним и других возрастных триумфаторов Турина. Например, конькобежек россиянку Светлану Журову и китаянку Манли Вань, разместившихся на верхних ступенях пьедестала почета на 500-метровке (а третью, к слову, заняла еще одна представительница Китая – Уи Рен, которая моложе их ни много, ни мало на десять лет).


А рядом с ними вписывают свои имена в историю совсем молодые чемпионы для которых олимпийское золото должно стать лишь началом яркой и долгой карьеры. Скажем, 21-летний горнолыжник из США Тед Лигети до своего триумфа в комбинации вообще никогда не выигрывал крупных стартов, а 19-летнюю голландскую конькобежку Ирен Вуст не знал практически никто даже среди многочисленной оранжевой армии поклонников. Собравшись на трибунах овала «Линготто», болельщики готовились праздновать успех опытной и заслуженной Ренате Груневолд, однако молодая и никому не известная Вуст преподнесла им сюрприз.


Олимпийская победа как трамплин на пути к новым достижениям – тоже весьма интересный сценарий. Да только, увы, далеко не всегда жизнь такого сценария придерживается. Ни Журовой, ни Ишмуратовой, ни Фишеру уже не надо никому ничего доказывать. Как и Михаэле Дорфмайстер: австрийская горнолыжница, за годы блистательной карьеры выигравшая все, что только можно, в среду наконец-то сумела завоевать единственную недостающую награду, став олимпийской чемпионкой в скоростном спуске – и это в последний свой сезон в большом спорте! А вот от Лигети, Вуст и других молодых чемпионов доказательства еще потребуются. Сумеют ли они их представить – вопрос. Ведь не сумели же, к примеру, норвежец Ханс Петер Бурос, чемпион Нагано в слаломе, или швейцарец Симон Амманн, выигравший в Солт-Лейк-Сити состязания на обоих трамплинах, доказать, что их олимпийские успехи не были случайными. И теперь, по прошествии времени, их громкие сенсационные победы вспоминаются лишь как курьезные недоразумения.


Олимпийское золото – недоразумение?! Не удивляйтесь, бывает и такое. И не так уж редко. Что ж, спорт есть спорт, как бы ни хотелось нам избежать еще одного навязшего в зубах штампа…