«В случае эскалации конфликта с Грузией Россия может применить экономические санкции»

По мнению экспертов, активность грузинских властей может объясняться их низким рейтингом. На снимке: акция протеста против реформы системы высшего образования

Заместитель генерального директора московского Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что решение парламента Грузии о прекращении мандата российских миротворцев в Южной Осетии во многом объясняется политической конъюнктурой.


«Саакашвили (Михаил Саакашвили, президент Грузии – РС) надо как-то отчитываться перед своими избирателями, что вообще ему удалось сделать за период его президентства. Романтика закончилась. Была революция, энтузиазм, огромный результат - он получил свыше 90% на президентских выборах. Сейчас у него рейтинг электоральный где-то около 16% и поэтому понятно, что он заинтересован в том, чтобы продемонстрировать грузинскому обществу свою эффективность. Эффективность в чем? В реализации собственных обещаний. Когда он приходил к власти, он говорил, что [Эдуард] Шеварднадзе все развалил, при Шеварднадзе Грузия утратила контроль над Абхазией, Южной Осетией реально, над Аджарией, и он восстановит территориальную целостность страны, восстановит контроль центрального правительства над всеми грузинскими регионами».


По мнению нашего собеседника, в логике действий официального Тбилиси прослеживается и другая составляющая. Присутствие российских миротворцев в Южной Осетии является проявлением политической поддержки нынешних властей Цхинвали со стороны России. «Наверное, Саакашвили считает, что в том случае, если он добьется ухода российских миротворцев и их замены, допустим, на миротворцев из ОБСЕ (чего он хочет), тогда представители югоосетинского руководства почувствуют себя обманутыми, брошенными, разочарованными и будут проявлять желание к [достижению] договоренности с Тбилиси».


При этом эксперт полагает, что реализации такого плана могут помешать юридические проблемы: «Если посмотреть на Дагомысские соглашения, то они могут быть денонсированы только при согласии всех сторон, которые их подписали, а это была Россия, Северная Осетия, Южная Осетия, Грузия. То есть в одностороннем порядке денонсировать этот договор невозможно. Саакашвили здесь, наверное, хочет апеллировать к тому, что это грузинская территория, и в том случае, если российские миротворческие силы, основываясь на Дагомысском соглашении, откажутся уходить, он просто назовет их оккупационными и потребует их удаления именно на этом основании».


Как полагает эксперт, тактика Москва в противостоянии с Тбилиси легко прочитывается: «Думаю, что Россия будет апеллировать к Дагомысскому соглашению, к прописанным там условиям о том, что все равно российские миротворцы остаются. А дальше будет зависеть уже от Грузии, собственно говоря. В том случае, если она будет эскалировать вот этот конфликт, то, наверное, Россия применит экономические санкции».