В Петербурге вынесен приговор по «делу Шутова»

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Дмитрий Казнин .



Андрей Шарый : В Петербурге вынесен приговор по «делу Шутова». Юрий Шутов, депутат Законодательного собрания города, избиравшийся на этот пост даже находясь в СИЗО, провел в следственном изоляторе около семи лет. Он обвинялся в организации банды, пяти убийствах, двух покушениях на убийство, а также ряде похищений, ограблений, разбойных нападений, вымогательств и краж. Приговор судья читал три дня. В итоге, Юрий Шутов, а также еще четверо подсудимых приговорены к пожизненным срокам. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Петербурге Дмитрий Казнин.



Дмитрий Казнин : Журналисты смотрели вынесение приговора по монитору, установленному в отдельном помещении. Часть судебного процесса проходила в следственном изоляторе «Кресты», где содержались все обвиняемые, а также ряд свидетелей по делу.


Юрий Шутов встретил приговора сдавленным стоном. В следственном изоляторе он содержался, начиная с момента своего ареста осенью 1999 года. В СИЗО он перенес несколько сердечных приступов и операций, не раз оказываясь в тюремной больнице.


Бывший адвокат Юрия Шутова, Владимир Захаров, говорит о его здоровье.



Владимир Захаров : У него серьезно поврежден позвоночник, что отражается на всей нервной системе. У него гипертония III степени. На моих глазах с ним случился припадок, по сути дела, он был на грани жизни и смерти. Его привозили все три дня, пока провозглашался приговор, в крайне печальном виде, перекрученного простынями к инвалидному креслу. Рядом с ним стояли санитары из числа заключенных и держали его за плечи, чтобы он, не дай бог, не упал. А рядом с ним сидел врач, правда, не понятно какие функции он выполнял, не реагировал на происходящее.



Дмитрий Казнин : Банда Шутова, по мнению следствия, совершала свои преступления с 1997 по 1999 годы. Ключевой эпизод - убийство крупного петербургского бизнесмена, председателя Совета промышленников и предпринимателей Петербурга Дмитрия Филиппова.


Кроме самого Юрия Шутова, пожизненный срок получили ветеран афганской войны Айрат Гимранов и воевавший в Чечне Сергей Лагуткин. Они, к тому же, были лишены государственных наград, как считают адвокаты, чтобы в будущем не попасть под амнистию. К пожизненному сроку были приговорены еще двое - Сергей Денисов и Евгений Николаев. Один из убийц, Сергей Рогожников, получил 10 лет строгого режима за активное сотрудничество со следствием и деятельное раскаяние. К восьми годам заключения был приговорен еще один член банды, умерший в новогоднюю ночь в «Крестах». Информация об этом, как выяснилось, не дошла до суда вовремя.


О приговоре говорит бывший адвокат Юрия Шутова Владимир Захаров.



Владимир Захаров : За 25 лет адвокатской практики я не видел подобного процесса. Подобного произвола я не встречал никогда. Весь процесс проведен с грубейшими нарушениями закона, руководствуясь скорее политической волей, нежели уголовно-процессуальным законом. Приговор, прозвучавший сегодня, стал вполне закономерным итогом вот такого процесса. К закону этот процесс имел отношение очень косвенное. Здесь можно выстроить цепь таких вот полууголовных, полуполитических процессов. Я не вижу причин, по которым бы эта цепь вдруг прервалась.



Дмитрий Казнин : Одной из неофициальных версий того, почему правоохранители так упорно занимались этим делом, является версия о причастности «банды Шутова» к убийству в Петербурге в 1997 году председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации Петербурга и близкого друга Анатолия Чубайса Михаила Маневича. Однако этот эпизод в обвинительном заключении отсутствует. Версия самого Юрия Шутова - его посадили за то, что он имел компромат на самых высоких чиновников России, а также потому, что пытался донести до общества незаконность приватизации крупнейших объектов в Петербурге, проверкой чего он и занимался одно время на официальном уровне. Бывший адвокат Юрия Шутова Владимир Захаров тоже говорит о высочайшем вмешательстве в процесс.



Владимир Захаров : Я не могу представить себе, чтобы без очень глубокого тыла или очень высокого покровительства можно было бы так нарушать закон.



Дмитрий Казнин : По мнению Владимира Захарова, грубейших нарушений закона, допущенных во время следствия и судебного процесса, хватило бы на отмену десяти приговоров в высшей инстанции. Однако, по мнению адвоката, на этот раз из-за пристального внимания к процессу со стороны высшей российской власти, скорее всего, приговор устоит .