Переговоры в Москве об "иранской ядерной программе"

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Олег Кусов, Михаил Саленков.



Кирилл Кобрин: Иранская делегация сегодня прибыла в Москву для переговоров по так называемому ядерному досье Ирана. Делегацию возглавляет заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Саейд Али Хосейниташ. По мнению экспертов, сегодняшние переговоры в Москве - последний шанс преодолеть ядерный кризис, поскольку 6 марта МАГАТЭ может передать иранское досье в Совет безопасности ООН.



Олег Кусов: В центре обсуждения ядерная программа Ирана, а также предложение о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории России. Москва на переговорах с Ираном постарается вывести вопрос о ядерной программе из тупика и не допустить перехода ситуации в силовое русло. Об этом министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в понедельник на встрече президента Владимира Путина с членами правительства.



Сергей Лавров: Мы постараемся при этом опираться на наше предложение о создании совместного предприятия по производству топлива для мирной ядерной энергетики Ирана на российской территории. Предложение, которое мы выдвинули и потом развили эту тему в инициативу многосторонних центров по обеспечению потребностей в топливе для практически всех заинтересованных государств. Но и постараемся так же использовать тезис об уважении права Ирана на топливный ядерный цикл после того, как будут прояснены по линии работы экспертов МАГАТЭ все вопросы, которые в прошлом возникали в отношении иранской ядерной программы.


Ожидания у нас, откровенно говоря, сдержанные, но будем прилагать все необходимые усилия, чтобы не допустить обострения ситуации и ее перехода в русло силовое.



Олег Кусов: Это был фрагмент выступления министра иностранных дел России Сергея Лаврова на встрече президента Владимира Путина с членами правительства.


Российско-иранские переговоры по вопросам о создании совместного предприятия по обогащению урана начались примерно в 14 часов по московскому времени. С российской стороны в них принимает участие заместитель секретаря Совета безопасности Валентин Соболев, иранскую делегацию возглавляет заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Сайед Али Хосейниташ.


Переговоры идут за закрытыми дверями. Как отмечают российские эксперты, главная цель Москвы - дать Ирану и международному сообществу выход из тупика, в который Иран загоняет все мировое сообщество.


Олег Кусов: Заместитель директора ВНИИ Атомного машиностроения Игорь Острецов видит решение проблемы в развитии в Иране технологий, не позволяющих создавать ядерное оружие без использования обогащенного урана и плутония.



Игорь Острецов: Каждая страна имеет право заниматься на своей территории развитием атомной энергетики, поскольку обеспечение в XXI веке энергетической безопасности любой страны возможно только в том случае, если она развивает атомную энергетику. Но как мы видим на примере с Ираном, современные ядерные технологии ведут в абсолютный тупик. Поэтому мы всячески сейчас пропагандируем тот тезис, который Путин высказал на Саммите тысячелетия, а именно: создать атомную энергетику без использования обогащенного урана и плутония. Это абсолютно необходимо, тем более что такая технология есть. Я думаю, что, используя другие методы, которые сейчас ищут, - обогащение на территории России, еще что-то, рациональные пути не могут быть найдены, которые бы удовлетворили всех.



Михаил Саленков: Почему это не очень хорошо, если Россия будет обогащать уран на своей территории, иранский?



Игорь Острецов: Вот вы, например, хотите сделать атомную бомбу, а я вас спрашиваю: вы из чего ее будете делать - из природного урана, в котором 0,7 процента, 35-го, из которого делают бомбу, либо сразу вам привезти уран, обогащенный до 5 процентов? Из 5-процентного сделать бомбу в тысячу раз проще. Поэтому я думаю, что западные страны это дело не пропустят.



Михаил Саленков: То есть вы фактически поддерживаете позицию Европы и Соединенных Штатов Америки?



Игорь Острецов: Безусловно! Я считаю, что это не путь. Путь совершенно в другом. Надо создавать новую ядерную технологию, которая бы исключала возможность распространения ядерного оружия. Иначе оно расползется, и непонятно будет вообще, что делать. Очень тяжелое развитие событий, если будет наложено эмбарго, а Иран дает существенную часть нефти. Это может вызвать очень тяжелые последствия. Поэтому я еще раз повторяю: единственный выход - эта технология, когда мы делим любые ядра 38-го урана, из которого невозможно сделать бомбу.



Олег Кусов: Ирано-российские переговоры в Москве проходят перед началом сессии МАГАТЭ, на которой должно быть принято окончательное решение по Ирану.