Кто наведет порядок в армии

Кто остановит деловщину - военная полиция или армейский старшина?



Во вторник и среду в Челябинском военном суде пройдут слушания по двум делам в отношении военнослужащих местного танкового училища. Всего в суд передано пять подобных дел, по которым проходит около десяти пострадавших.

В понедельник тем же судом был вынесен первый приговор по делу о дедовщине в училище. Сержант Иван Черных приговорен к четырем годам лишения свободы условно, лишен звания и права занимать командные должности в течение года. Судебный процесс в Челябинске стал результатом прокурорской проверки, которая была проведена в танковом училище по факту избиения рядового Андрея Сычева. Однако в понедельник в качестве потерпевшего перед судом предстал другой солдат срочной службы из батальона обеспечения учебного процесса, рядовой Максим Трубин. Он был "наказан" сержантом Черных за якобы совершенный им дисциплинарный проступок. Дело Андрея Сычева, лишившегося в результате побоев ног, пока в суд не поступило.


Тем временем продолжается дискуссия об армейской реформе и о том, кто должен навести порядок в войсках. По мнению председателя комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, выходом из ситуации может стать создание самостоятельной военной полиции. Она должна стать не только частью реформирования российской армии - этот орган должен заниматься расследованием преступлений в вооруженных силах, охраной и дознанием: «На мой взгляд, принципиально важно, чтобы военная полиция была самостоятельным федеральным органом. Мне кажется, что невозможно, с точки зрения логики, чтобы она подчинялась министерству обороны, поскольку карающий меч данного органа будет в первую очередь направлен против тех лиц, которые нарушают законы внутри министерства обороны. Конечно, нужно вносить будет поправки в уголовно-процессуальный кодекс, нужно будет думать о том, чем будет заниматься военная полиция. Наверное, функции дознания, наверное, функции охраны, какие-то расследования. Ну, здесь это надо, конечно, со специалистами обсуждать, смотреть зарубежный опыт, понимая, что если это будет единственная мера, то это, конечно, мало к чему приведет», - говорит Павел Крашенинников.


В свою очередь председатель комитета по безопасности Владимир Васильев уверен, что военная полиция - не та сила, которая бы смогла бороться с неуставными отношениями в вооруженных силах, а дисциплину в армии должны обеспечить офицеры: «Ротный - это главный человек, тот отец-командир, который может все решить, заменить отца и мать, - говорит Владимир Васильев. - Чтобы он был в казарме не до восьми часов, а чтобы он там находился столько, сколько нужно. Вот приехали молодые - он должен там сутками находиться, он должен обеспечить. Как его заставить это сделать? Министр обороны дал до майора. Раньше был капитан. Это для военного дорого стоит. Вот мы сейчас создадим такого отца-командира, их надо еще подобрать».


По словам председателя комитета ГД по безопасности, с одной стороны – проблема огромная. Но с другой стороны, «она не такая уж сложная, ее относительно легко решить. Неуставная эта жизнь – она идет от 20.30 до 24, полпервого, часа ночи. Все, другого времени нет. Дальше идет военная учеба, все на людях, публично, ничего нет. Вот этот период, его надо закрыть. И здесь ротный может сыграть огромную роль», - считает Владимир Васильев.