За последнюю неделю в связи с «карикатурным скандалом» в российских регионах было закрыто несколько газет. О мотивах репрессий в отношении региональных изданий в интервью Радио Свобода рассказал президент Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.
- Является ли закрытие региональных СМИ после публикации ими карикатур результатом указания сверху или это инициатива местных властей?
- Я не уверен, что установка на такие репрессии была дана из Кремля. Может быть, ее и не было, но общая атмосфера в стране, отношение к прессе такое, что местные власти, местные отделения «Единой России», предприниматели, которые владеют газетами, считают, что лучше забежать впереди паровоза и что-нибудь там закрыть. Наиболее в этом смысле характерный случай, конечно, в Волгограде, когда на ровном месте, где и предлогом-то трудно назвать безобидный шарж, который был в газете, где даже не было никаких протестов, претензий со стороны религиозной общественности. Это классический случай, когда местное руководство «Единой России» решило таким образом проявить свою лояльность к начальству в Москве. Они уловили этот импульс, а, может быть, даже получили прямое указание сделать что-нибудь такое красивое.
В Вологде случай, может быть, чуточку более спорный, потому что карикатуры были все-таки небезобидные. Было уже известно, что свобода слова, конечно, свобода слова, но такие скандалы вызвали [датские карикатуры] на Западе и в мусульманском мире, что, может быть, редактор поступила неосторожно. Но дальше просто, насколько я понимаю, владелец газеты (он просто муж редакторши), испугался, и был вынужден закрыть газету. Потому что прокуратура стала угрожать заведением дела.
- Говорят ли эти факты о большой зависимости прессы от власти?
- Разумеется. Но волгоградская газета просто принадлежала городскому муниципалитету. Интересную позицию занял тамошний мэр Ищенко, тоже член местного руководства «Единой России». Непосредственно он не контролирует «Единую Россию» (даже в конфликте с секретарем политсовета Кирсановым). Так он просто струсил. Он исчез, его не видно и не слышно. Два вице-мэра полемизировали по поводу судьбы этой газеты. Но газета, собственно, принадлежит мэрии, а мэрия зависит или, во всяком случае, боится местной «Единой России», что она настучит на их нелояльность в Кремль.