Как ожидается, 23 февраля глава Росатома России Сергей Кириенко отправится в Тегеран, чтобы продолжить консультации по предложению Москвы о создании на ее территории совместного предприятия по обогащению урана для нужд иранской ядерной энергетики. Судя по всему, переговоры по этому вопросу, проведенные во вторник в Москве, оказались малорезультативными.
Президента филадельфийского Института внешнеполитических исследований Харви Зикермана такой исход не удивляет: «Эти переговоры могут длиться до бесконечности, на российские предложения Иран выдвигает одно возражение за другим». По мнению эксперта, по мере того, как выдвинутая президентом Владимиром Путиным инициатива продолжает пробуксовывать, Россия укрепляется в решении поддержать передачу иранского досье в Совет Безопасности ООН. Но при всем раздражении позицией Тегерана Москва едва ли сможет отказаться от уже взятого ею курса, полагает наш собеседник: «Сегодня весь вопрос состоит в том, сколь долго Россия будет продолжать делать видимость достижения какого-то прогресса в переговорах, зная при этом, что Иран блефует. Передача МАГАТЭ иранского досье в Совет безопасности ООН открывает путь для санкций и ставит Россию в незавидное положение. Либо она должна защищать Иран ценой изменения своих отношений с европейскими державами и Соединенными Штатами, либо принести в жертву свои отношения с Ираном, чтобы сохранить дружбу с Западом. По-моему, в данный момент российская политика в отношении ядерной программы Ирана сводится к попыткам как можно более долгих проволочек. Не думаю, что Россия хочет попасть в ситуацию, когда на Совете Безопасности ООН она встанет перед выбором: наложить или не наложить вето на антииранские санкции».
По окончании очередного тура переговоров в Москве министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки объявил, что его страна отказывается от переговоров с «евротройкой», но готова разговаривать с каждым из ее членов в отдельности. Моттаки также отметил, что вне зависимости от исхода переговоров с Москвой Иран никогда не откажется от своей ядерной программы. Американский аналитик Харви Зикерман считает эти шаги иранского руководства симптоматичными: «Иран по-прежнему проверяет границы дозволенного, смотрит, можно ли вбить клин между Великобританией, Францией и Германией и Соединенными Штатами либо между Россией и Западом. Он может играть в эти игры еще какое-то время. Но это не будет продолжаться долго, если мы сохраним непреклонность».