Официальный Баку отказывается от прямых переговоров с руководством Нагорного Карабаха

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Андрей Шарый : В Баку сегодня состоялась встреча президентов Азербайджана и России Ильхама Алиева и Владимира Путина. После ее окончания Путин сделал заявление о ходе переговоров по иранской ядерной программе. На азербайджано-российском саммите обсуждалась также проблема мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.


Напомню, что этот конфликт вспыхнул 18 лет назад. Нагорный Карабах - это анклав на территории Азербайджана, населенный преимущественно армянами. Попытки урегулировать этот конфликт продолжаются до сих пор. Сегодня о намерении принять активное участие в посреднических усилиях объявил российский президент. Над темой работал мой коллега Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Проблема мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха была одной из центральных тем на встрече в Баку президентов России и Азербайджана Владимира Путина и Ильхама Алиева. Вот что Путин заявил по окончании переговоров.



Владимир Путин : Конечно, не могу обойти вниманием и очень сложный важный для двухсторонних отношений, и для всего региона вопрос, связанный с Нагорным Карабахом. Я согласен с президентом Азербайджана в том, что, несмотря на всю сложность этого вопроса, обе договаривающиеся стороны (и Азербайджан, и Армения) могут найти взаимоприемлемые решения. Россия сделает все от нас зависящее, чтобы результаты переговоров были положительными. В ближайшее время намерен связаться с президентом Армении, пригласить его в Москву для проведения дальнейших консультаций по этой проблеме.


В конце прошлого и начале нынешнего года переговорный процесс по карабахскому урегулированию активизировался. Однако состоявшаяся во французском замке Рамбуйе 10-11 февраля встреча президентов Азербайджана и Армении завершилась безрезультатно. Основные разногласия по поводу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе сейчас касаются формата переговорного процесса. Официальный Баку категорически отказывается от прямых переговоров с де-факто руководством Нагорного Карабаха.


Политолог Рахим Мусабеков уверен, что официальный Баку на участие карабахских представителей в переговорах не пойдет.



Рахим Мусабеков: Идет переговорный процесс. Заявления этого так называемого президента фактически означает, что 10 лет переговорному процессу, давайте мы его перечеркнем и начнем с пустого листа. Это абсурд. Потому что всем известно, что бюджет так называемого Нагорного Карабаха на половину, а может быть и больше дотируется из ереванского бюджета. На территории Нагорного Карабаха и оккупированных территориях Армения по призыву направляет до 10 тысяч, а то и больше военнослужащих, что эту оккупацию осуществляет Армения. А фактически предложение означает, что давайте на это закроем глаза и будем сидеть разговаривать не с кукловодом, а с куклой.



Андрей Шароградский: Рахим Мусабеков подчеркивает, что российское посредничество может сыграть решающую роль, так как на своих нынешних позициях Армения сейчас остается только благодаря поддержке Москвы.



Рахим Мусабеков: Понятно, что над всеми этими претензиями Армении... У нее у самой сил осуществлять эту политику нет. В тот момент, когда в Москве сочтут, что нужно дать позитивный импульс переговорному процессу, я думаю, что Москва в состоянии образумить руководителей в Армении. Я предполагаю, что если есть возможность для какого-то компромисса, то понятно, что Москва даст согласие на этот компромисс, чтобы он произошел не в Париже и приносил бы внешнеполитические дивиденды Шираку или в Нью-Йорке, Вашингтоне и приносил бы внешнеполитические дивиденды США, а скорее всего откроет дорогу этому компромиссу Москве для того, чтобы стороны получили бы какую-то возможность для мира, принеся некие внешнеполитический дивиденд Москве.



Андрей Шароградский: Нынешняя ситуация не может продолжаться бесконечно, считает Рахим Мусабеков, отмечая, что военная мощь Азербайджана в последнее время значительно выросла.



Рахим Мусабеков: Сегодня Азербайджан стоит перед серьезной программой укрепления своих вооруженных сил. Армения должна знать, что если эти переговоры не принесут успеха, то это достаточно серьезная в масштабах региона гонка вооружения, которую Армения сама не в состоянии вести. Значит, кто-то за нее это должен делать. Россия не в состоянии обеспечивать новой техникой собственные вооруженные силы. Станет ли она это делать для Армении? Для меня это открытый вопрос.



Андрей Шароградский: Несмотря на все противоречия надежды на успех переговоров все-таки остаются.