Новаторство олимпийских менеджеров

Немецкие бобслеисты Кристоф Ланге и Маркус Циммерман на Играх в Турине завоевали золотые медали среди экипажей-двоек

Соперничество – основа, сущность спортивной игры. Состязаются атлеты, конкурируют мудрые тренеры, и умелые мастера «сервисмены».


Есть и особое состязание зимних и летних Олимпиад - соперничество отнюдь не виртуальное. Наградные впечатляют. Одна лишь корпорация «Дженерал Электрик», заплатила наперед за право трансляции игр 2010 и 2012 года сумму, превысившую 4 миллиарда долларов.


Более полувека Зимние игры становились своего рода преддверием арены главных летних Олимпиад. Программа зимних состязаний долго воспроизводила классику скандинавских Северных игр. Публике, жаждущей захватывающих зрелищ, было скучно. Разве что вечная интрига и напряг хоккейных ристалищ США, СССР, Канады и Швеции.


То ли дело азарт летних Олимпиад! Гладиаторы ринга, ярость борьбы на ковре и татами, дуэли фехтовальщиков, свирепая стартовая толчея и «кроссинги» стайеров, азарт велогонок, немыслимые трюки гимнастов, каскад прыжков в воду. И, конечно, игры: баскетбол, волейбол, футбол. Все великолепно, неповторимо…


Росту популярности зимних игр вовремя подсобило телевидение. Олимпийские состязания в Скво-Велли впервые транслировались в цвете. Сияющая голубизна неба и зеркальный овал конькобежного стадиона, изысканные костюмы фигуристов… Новая эстетика спортивного зрелища пришлась по душе самым придирчивым телешоуменам.


Требовалось изменение олимпийских программ. Появление танцев на льду имело бурный успех у зрителей и, соответственно, рост акций спортивного телевидения. Но у классического зимнего спорта внезапно появился лихой конкурент. Это экстрим. У сорвиголов в чести состязания на «бордах» и смертельные трюки на снежных лавинах. В сравнении с таким лихачеством олимпийская классика выглядит игрой джентльменов


История олимпийского экстрима началась в 1992 году. В Альбервилле усложнилась программа горнолыжного многоборья. Зрителей привел в восторг дебют воздушной акробатики, могула и необычного лыжного балета. Здесь же впервые сражались втиснутые в диковинный коробок лихие мастера шорт-трека.


И пошло – поехало. Все круче становятся горнолыжные трассы и повороты ледяных желобов, свирепее гремят олимпийские сани и космические челноки бобслея.


Олимпийские Игры в Турине – еще один этап развития спортивного шоу. Санно-бобслейная трасса по крутизне и опасности не уступает самым головоломным трекам экстремалов. На новые трюки и риски обрекает спортсменов «труба» сноуборда. Борд- кросс – зрелище похлеще яростной тусовки на шорт треке.


Обратите внимание на растущее увеличение числа командных состязаний. В спорте точно отражается ситуация всемирных политических и финансовых игр. Команды стратегов, «группы прорыва» составляют ударную силу всемирно известных фирм и корпораций. Приглашение в такую команду становится высшей мотивацией персонала. Воспитание командного духа не только насущная задача менеджеров. Это новая цель школьной педагогики.


В Турине к популярным лесным гонкам преследования трассе добавились спринтерские эстафеты на стадионе. Острая, граничащая с фолом, командная борьба на шорт-треке дополнилась напряженно – элегантной гонкой преследования скороходов. Здесь явное и успешное заимствование идеи командных поединков на велотреке.


Новаторство олимпийских менеджеров ценится высоко. Доходы МОК от продажи прав на телетрансляцию Игр в Турине составили 832 миллиона долларов. Сумма практически равная показателям летней олимпиады в Атланте.


Не станем преувеличивать значение финансовых успехов. Есть вещи не менее важные. Смелое внедрение спортивных новаций требует не только особых усилий со стороны спортсменов. Неизбежен коренной пересмотр систем и технологий тренировки, разработка новых методик подбора и воспитания спортивных талантов.


Еще недавно скептики предрекали упадок, нищету олимпизма ХХ I века. Пессимисты ошиблись. Олимпизм уверенно вписывается в глобальные культурные проекты.


«О спорт, ты творчество!». Вы были правы, барон Кубертен…