Ирак: затишье после бури

У радикалов вроде Муктады ас-Садра появляется шанс выйти на региональную арену

Иракское правительство отменило комендантский час, введенный в Багдаде 24 февраля, после того, как беспорядки в столице пошли на спад. Это затишье наступило после проведенных в лихорадочной атмосфере встреч политических и религиозных лидеров с целью ослабить напряженность между шиитами и суннитами, возникшую в результате разрушения Золотой мечети.


На улицы Багдада возвратились автомобили. До вчерашнего утра движение автотранспорта без специальных пропусков было запрещено.


Отмена комендантского часа, который до этого был продлен, свидетельствует о крепнущей уверенности в том, что худшая часть межконфессиональных столкновений, не затихавших в стране на протяжении пяти дней, осталась позади.


Более 200 погибших за пять дней


С 22 февраля, когда была взорвана важнейшая шиитская мечеть в Самарре, погибло более 200 человек. В отместку были повреждены суннитские мечети, а также убиты выбранные практически наугад мирные жители, как шииты, так и сунниты.


Даже после спада волны насилия группы шиитских ополченцев продолжали удерживать некоторые суннитские мечети в Багдаде, и напряженность остается высокой.


- Я призываю всех верующих, суннитов и шиитов, как это делал пророк Мухаммед, мир ему, быть братьями, - заявил в Басре радикальный представитель шиитского духовенства Муктада ас-Садр.


Ас-Садр оказался в центре внимания после взрывов, поскольку, по мнению многих суннитов, именно его ополчение, так называемая «армия Махди», осуществило большую часть акций возмездия против их общины.


Это придает призывам ас-Садра к сдержанности немалый вес, несмотря на его второстепенный статус по сравнению с другими шиитскими духовными и политическими лидерами.


«Отрубить голову змее»


Ас-Садр перемежал призывы к спокойствию своими уже обычными требованиями ко всем зарубежным силам покинуть Ирак.


26 февраля он сказал своим сторонникам в Басре, что вина за последние всплески насилия лежит на США, и призвал их «отрубить голову змее».


По словам Мустафы Алани, регионального эксперта центра Gulf Research в Дубае, ас-Садр и другие радикальные лидеры скорее всего станут сильнее после недавнего кризиса.


- Две вещи помогают радикалам выдвинуться, - сказал Алани. - Во-первых, это сильный подрыв безопасности, и именно это происходит в Ираке. С безопасностью там нет никаких серьезных улучшений. Во-вторых, отсутствие политического прогресса. Мне кажется, у радикальных лидеров сейчас подходящий климат для выдвижения на роли политических и религиозных вождей. Это опять нечто вроде ливанского сценария, где люди, которые, говоря по правде, не имеют никакой ценности, приобретают ее в такой среде.


Ас-Садр расширяет свое влияние


По словам Алани, ас-Садр изыскивает возможности повысить своей статус как в Ираке, так и во всем регионе.


- У Садра сейчас действительно есть стратегия, с помощью которой он может выйти в иракские и региональные лидеры, - говорит Алани. - В своем турне по региону еще до этого инцидента он посетил Саудовскую Аравию, Иран и Сирию. Так что он хочет расширить свою не очень значительную роль.


Многие эксперты полагают, что ас-Садра станут воспринимать всерьез как лидера, если он действительно будет в состоянии разжигать и гасить пламя мщения. Пока неясно, кто взорвал Золотую мечеть в Самарре, но иракские официальные лица винят суннитских экстремистов, связанных с «Аль-Каидой».


Вопрос сейчас в том, сумеют ли легитимные политические лидеры Ирака сформировать до сих пор откладываемое правительство национального единства, способное противостоять все возрастающей силе радикалов вроде ас-Садра.


Переговоры о формировании правительства в тупике


Лидеры основного политического блока арабов-суннитов Иракский фронт согласия уведомили газету New York Times, что они вернутся на переговоры о формировании нового правительства, однако отказались уточнить, когда. Фронт отказался от сотрудничества после взрывов, когда начались акции мщения против суннитов.


Как пишет New York Times, фронт может вернуться к переговорам на этой неделе – все будет зависеть от степени напряженности на улицах.


Тем временем, некоторые наблюдатели считают, что этот период межконфессиональных столкновений, самых ожесточенных со времени возглавленного США вторжения в 2003 году, является призывом к действию для международной общественности.


Брюссельская Международная кризисная группа (ICG) предупреждает в своем докладе, что Ираку угрожает раскол на религиозной, этнической и племенной почве.


В докладе говорится, что если расходящиеся трещины в иракском обществе не будут заделаны, они могут привести к дальнейшей «нестабильности и насилию во многих областях, особенно в таких, где население смешанное».


Грозящий распад?


ICG, в числе прочего, призывает международную общественность подготовится к варианту распада Иракка.


Однако директор Ближневосточного проекта ICG Йост Хилтерманн заявил британской газете Guardian, что «еще действуют некоторые сдерживающие факторы».


Он отметил, что пока что «рядовые иракцы, похоже, не желают ни гражданской войны, ни распада страны».