Грозный намерен создать собственную Общественную палату

Президент Чечни Алу Алханов

Президент Чечни Алу Алханов собрал пресс-конференцию в Москве после визита в республику комиссаров по правам человека, представляющих Совета Европы и ООН. Луиза Арбур и Альваро Хиль-Роблес побывали на Северном Кавказе несколько дней назад. Гостям, как и сегодня журналистам, Алханов рассказывал, что ситуация в Чечне стабильная, темпы роста экономики хорошие, а преступлений и фактов нарушения прав человека становится все меньше. Кроме того, в Чечне день от дня улучшаются взаимоотношения правозащитных организаций и властных структур, а в самое ближайшее время в Чечне будет возобновлена деятельность Датского совета по делам беженцев.


«Датская гуманитарная организация будет работать в нашей республике. Я получил официальное письмо от их руководителя. Я им еще три дня назад направил ответ о том, что сегодня ситуация в республике в части обеспечения безопасности сотрудникам гуманитарной датской организации позволяет работать, возобновить и восстановить свою деятельность по оказанию гуманитарной помощи в республике. В республике складывается достаточно серьезное гражданское общество. Сложилась достаточно дееспособная правозащитная организация. Я с удовлетворением отмечаю и то, что растет и взаимопонимание между органами власти с правозащитниками», - сказал Алу Аханов.


Алханов добавил, что в Чечне рассматривают возможность создания в республике аналога общероссийской Общественной палаты.


Правозащитники считают сомнительными утверждения президента Чечни об улучшении ситуации с соблюдением прав человека и без оптимизма высказываются по вопросу особой Общественной палаты для Чечни.


«Я очень рад такому заявлению господина Алханова. Потому что там действительно есть очень большой простор для такого сотрудничества. Та же ситуация с без вести пропавшими. Если рассматривать слова господина Алханова как некую заявку на сотрудничество и совместную работу, то это было бы хорошо.


Сейчас такого рода сотрудничество происходит эпизодически. Я не скажу, что в Чечне общественные организации, например, "Мемориал" как-то особенно преследуют. Нет. Просто, к сожалению, нет того взаимодействия, которое должно было бы быть. Вроде бы признана проблема, что люди исчезают, что людей пытают в местах заключения. Их сейчас в присутствии высоких визитеров из Европы и ООН не стеснялись озвучивать грозненские чиновники. Но тут одних заявлений недостаточно. Должен быть механизм рутинной работы. Мы обмениваемся запросами и ответами с прокуратурой, но не очень эффективно», - прокомментировал слова президента Чечни сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов:


Известный правозащитник Сергея Ковалева также считает необходимыми контакты между представителями общественных организаций и руководства Чечни.


«Такого рода контакты, конечно, бывают, - говорит Сергей Ковалев. - Чаще это запрос и ответ на запрос, а иногда это запрос через Владимира Петровича Лукина или его службу, соответственно, ответ туда же. Это контакты необходимые, но, как правило, безрезультатные. Тем не менее, капля камень точит».


Председатель общественной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина совершенно не согласна с утверждением Алу Алханова об улучшении ситуации с соблюдением прав человека в республике.


«С точки зрения прав человека ситуация в Чечне плохая. Люди боятся даже больше, чем раньше. Потому что они боятся понятно кого сейчас. Они боятся тех, кто знает про каждого, про всю его родню. Они боятся даже жаловаться. Поэтому, хотя у нас и уменьшение обращений по поводу похищений людей (за прошлый год, по-моему, 311 человек всего по сравнению с 400 в прошлом году), это ничего не значит. Сейчас нам приходит информация о пытках в частных тюрьмах. В Чечне возникает такое маленькое тоталитарное государство.


Взаимоотношения между правозащитниками и властями складываются по-разному. Мне легко работать в Чечне на сегодняшний день. Все-таки наша деятельность направлена на пользу народа и каждого конкретного чеченца, что это ценят и власти сегодня. Значит, им еще не дана четкая установка - не общаться с правозащитниками. А сами по себе они к нашей работе относятся с пониманием», - рассказала Светлана Ганнушкина.