«У Лондона нет легальных средств заставить Березовского уехать»

Адвокаты подскажут бывшему российскому олигарху, как не «переступить черту»

В предупреждении главы британского МИДа Борису Березовскому в связи с его заявлением о подготовке «силового перехвата власти» в России, говорится, что «лица, получившие в Соединенном Королевстве политическое убежище, наделяются обязанностями, требующими, в частности, исполнения существующих в стране законов и предписаний... Их статус беженца может быть пересмотрен в любое время, когда будет решено, что их присутствие несовместимо с общественным благом». Радио Свобода попросило прокомментировать заявление Джека Стро дипломатического редактора газеты «Таймс» Майкла Биньона.


- Насколько юридически обосновано заявление Джека Стро?


- Существует закон, по которому политические беженцы не должны быть вовлечены в политическую деятельность, которую можно квалифицировать как заговор с целью совершения террористических актов или заговор против другого правительства. Это относительно новый закон. Ранее не было никаких ограничений на то, что люди говорят или делают. Однако сейчас всё, что может быть воспринято как восхваление терроризма, причем как в Британии, так и за ее рубежами, ограничивает статус политического беженца в этой стране.


- Джек Стро заявил, что Британию и Россию связывают тесные деловые отношения, при этом он назвал Россию важным партнером. Не думаете ли вы, что свое заявление глава британского Форин-офиса адресовал не столько Березовскому, сколько Путину?


- Правительство, несомненнно, пытается дистанцироваться от Березовского и дать понять Путину, что факт проживания Березовского в Лондоне не должен восприниматься как враждебный акт в отношении России - ведь русские много раз требовали его экстрадиции и крайне недовольны отказом Британии его выдать. Заявление Стро - своего рода попытка смягчить ущерб, который это наносит российско-британским отношениям. Стро как бы говорит: «Да, мы признаем, что у Березовского есть шанс быть осужденным в России в случае его высылки, однако мы не одобряем его очень активной кампании по дестабилизации или попытку дестабилизации правительства Путина».


- Известны ли вам случаи лишения статуса политического беженца в Британии в связи с нежелательной политической активностью?


- Да, конечно. Таким прецедентом может быть совсем недавнее дело Абу Хамзы - мусульманского проповедника, обвиненного в призывах к насилию и разжигании ненависти. У него был статус политического беженца, затем он получил британское гражданство. Сейчас он находится в тюрьме и, скорее всего, будет лишен гражданства. Еще один пример – Омар Бакри Мухаммед, мусульманский священнослужитель, которому было запрещено вернуться в Англию после того, как он выехал за рубеж.


- Березовского может постигнуть такая же участь?


- Думаю, что господин Березовский намного умнее и не будет столь открыто нарушать закон и подвергать риску свой статус политического беженца. Не думаю, что его можно будет обвинить в разжигании ненависти или других явных нарушениях закона. Возможно, что его активность беспокоит британское правительство, но не думаю, что он предпримет что-либо, что может нанести ущерб его статусу здесь.


- В какой мере, по-вашему, Борис Березовский примет к сведению предупреждение Джека Стро?


- В очень небольшой степени. Он обычно не слушает других людей и, конечно, не прислушается к тем, кто пытается втолковать ему, что ему следует делать. Его адвокаты посоветуют ему, как не переступать определенные границы закона; не думаю, что он заинтересован в преследовании со стороны российского или британского правительства.


- И всё же может ли британское правительство в случае дальнейших призывов Березовского к так называемому «силовому перехвату власти» в России экстрадировать его на родину?


- Это очень трудно осуществить из-за того, что, если он откажется куда-либо выехать, его не смогут выслать. У нас нет легальных средств заставить его это сделать. Правительство уже пыталось шесть или семь лет назад проделать это с другим политическим беженцем, Мухаммедом Масри из Саудовской Аравии, и столкнулось с трудностями. Саудовская Аравия была крайне раздражена его пребыванием в Англии, откуда он передавал по радио враждебные ей программы. Великобритания попыталась депортировать его в одну из стран Карибского бассейна, однако там отказались его принять, а он в свою очередь отказался куда-либо уехать. В результате так и не нашлось способа заставить его покинуть страну. Правительство так и не смогло что-либо сделать. Он не могло выслать его обратно в Саудовскую Аравию, где его ожидала бы неминуемая гибель, и в то же время оно не могло его выслать в другую страну, потому что он не согласился бы на это. В случае Березовского повторилась бы та же история. Его не могут выслать в Россию, но, если власти захотят выслать его в другую страну и он откажется туда отправиться, они ничего не смогут сделать.