Программу ведет Олег Вахрушев. В программе принимают участие - Сергей Соловьев и Вадим Сиротенко, авторы проекта «Город без угонщиков».
Олег Вахрушев: В Екатеринбурге стартовал проект «Город без угонщиков». Владельцы сотовых телефонов, давшие свое согласие на участие в проекте, получают SMS -сообщения об угонах и кражах автомобилей, и при встрече на дороге с ними имеют возможность сообщить в ГИБДД о месторасположении угнанных машин. О причинах создания проекта и более подробно о его сути расскажут сегодняшние гости Екатеринбургской студии Радио Свобода.
И сегодня рядом со мной – авторы проекта «Екатеринбург без угонщиков» Сергей Соловьев и Вадим Сиротенко.
Итак, на протяжении последних трех лет в Екатеринбурге ежегодно угоняют или воруют около 3 тысяч автомобилей. Это один из самых распространенных видов преступлений. ГИБДД делится статистикой о том, какие именно машины угоняют, откуда и почему. Несмотря на большую осведомленность автоинспекции, рост количества угонов и краж опережает темпы увеличения парка автомобилей. Тему продолжает екатеринбургский корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.
Евгения Назарец: Количество угонов автотранспорта в Екатеринбурге за первые месяцы 2006 года возросло вдвое по сравнению с таким же периодом прошлого года. Чаще всего угоняют отечественные модели, в 80 процентах случаев – не оборудованные сигнализацией. Но и к машине, способной запищать на весь квартал, и к оборудованной электронным ключом, угонщики быстро находят подход. Не зря же в прошлом году основным местом работы автоворов стали стоянки у супермаркетов, откуда автомобили уводят в среднем за 10 секунд. О результатах повышения преступного профессионализма можно судить по свежей статистике двух месяцев 2006 года. Говорит Юрий Демин, начальник областной ГИБДД.
Юрий Демин: Не снижается количество совершаемых преступлений в части краж и угонов автотранспорта. 332 автомобиля был угнано и похищено за этот период. Было обнаружено 32 автомобиля, было задержано 43 автомобиля. Причем формы и методы совершенствуются.
Евгения Назарец: Новые формы и методы – это в большей степени о кражах дорогих иномарок, их почти всегда угоняют «на заказ». Конъюнктура этого рынка ГАИ прекрасно известна.
Юрий Демин: Есть категория, когда угоняются дорогие машины. Мы знаем о том, что «Land Cruiser» угоняют, мы знаем о том, что BMW угоняют, «Lexus-300» очень здорово угоняют. Как вот с этим тоже бороться? Есть на сегодняшний день определенная новая система.
Евгения Назарец: Раскрыть спланированный заказной угон практически невозможно – таков опыт пострадавших и неохотное признание оперативников по розыску краденых машин. Отыскать любую другую машину – тоже везение, а не закономерность. Выражение «план «Перехват» результатов не принес» стало штампом – так традиционно заканчиваются ежедневные сообщения об угонах на городских радиостанциях. Свердловский криминальный обозреватель, тележурналист Сергей Плотников помнит лишь пару случаев, когда удалось кого-то перехватить с ворованной машиной.
Сергей Плотников: Все эти мероприятия массовые – прочесывание, план «Перехват» - они срабатывают, на мой взгляд, только тогда, когда каждый из их участников находится в таком состоянии, когда он вдруг увидел. Мы не считаем, что только оттого, что человек надел погоны, он сразу стал зорким соколом. Он также устает, он также хочет спать. Любая рутина отключает то самое... Вот сыщик вдруг увидел.
Евгения Назарец: В последнее время Свердловская ГИБДД все чаще слышит в свой адрес не только упреки в неспособности обуздать преступность, но и советы, как эффективнее работать. Некоммерческое партнерство предпринимателей «Комитет-101» предложило, например, размещать информацию об угнанных машинах на специальном информационном портале в Интернете. Тогда ворованные авто будет сложнее вторично продать и, что немаловажно, легче не купить – считают авторы идеи.
Олег Вахрушев: Я так полагаю, что вот все то, о чем рассказала сейчас Евгения Назарец, и подвигло вас на то, чтобы появился на свет вот этот проект «Екатеринбург без угонщиков». Можно ли поподробнее рассказать, как вообще родилась идея создания проекта?
Сергей Соловьев: Наверное, надо просто сказать о том, что мы занимаемся сотовой связью как раз с точки зрения SMS -сообщений. И сегодня SMS -сообщения, они эксплуатируются довольно нелогично. То есть это чаще всего либо какая-то абсолютно коммерческая информация, причем чаще всего она навязывается потребителям, либо это просто способ личного общения. А на самом деле, как нам показалось, что это, в общем-то, серьезный информационный канал, с помощью которого можно распространять социально полезную информацию. И прежде всего возникла мысль о том, что интереснее всего и полезнее всего такого рода информация может быть для водителей, потому что это такое, скажем, мужское братство. И угоны для них – это, в общем, беда. Чаще всего все-таки машина для человека является не просто роскошью и не просто средством передвижения, а чаще всего все-таки это какая-то «рабочая лошадка», скажем так. И вот как конокрадов никогда не любили у нас в стране, так, я думаю, и угонщиков. Отношение к ним примерно такое же. Вот, собственно, так эта идея и родилась. А дальнейшее ее развитие – это уже техническая сторона дела. И я думаю, что Вадим на эту тему гораздо интереснее расскажет, чем я.
Олег Вахрушев: Вадим, а вообще вот эта форма общения с водителями – это новое, вы сами придумали, или это уже было взято откуда-то? И сложно ли было вообще продвинуть эту идею и воплотить ее в жизнь?
Вадим Сиротенко: Безусловно, всегда самое сложное в продвижении любой идеи – это организационные проблемы. Но в данном случае, на удивление, после первого же предложения ГИБДД о сотрудничестве в распространении информации они согласились практически сразу. Через какое-то время началось согласование, и это прошло достаточно быстро. Техническая сторона у нас уже была готова. Мы перед этим делали сервисы, как Сергей говорил, общепринятые, но все-таки старались их сделать для людей, для общения между людьми.
И вот для «Города без угонщиков» организован (о чем и говорила Евгения Назарец) наш портал в Интернете, на котором размещается вся информация по угонам автомобилей, где можно будет проверить, угнан ли автомобиль, находится ли он в розыске. Это же можно сделать с помощью мобильного телефона, отправив к нам на короткие номера просто номер автомобиля – и получить сведения о том, числится ли он, например, в угоне.
И потом, сейчас настолько развита сотовая связь, что, наверное, нет уже просто водителей, у которых бы не было сотового телефона. Получив оперативную информацию о том, что с такого-то адреса угнан автомобиль, и находясь приблизительно в этом районе, для любого человека не составит большого труда посмотреть вокруг, ну и кто знает, может быть, увидеть. И то, о чем говорил Сергей, все-таки это дорожное братство какое-то. Хотя есть и другая информация. Но мы все-таки рассчитываем на взаимодействие не только с органами правопорядка, в частности ГИБДД, но и друг с другом автовладельцев.
Нам, например, на сайт приходили такие вопросы: а как сообщить об угнанном автомобиле? Наверное, вопрос несколько несуразный. Все-таки сообщать об угонах автомобилей нужно в органы милиции, а не друг другу.
Олег Вахрушев: Более 1,5 тысячи человек уже получают SMS -сообщения об угонах. А в Екатеринбурге, насколько я знаю, более 500 тысяч автомобилей. Это нормальная тенденция? Количество водителей, которые принимают ваши SMS -сообщения, растет? И желаемыми ли темпами?
Сергей Соловьев: Ну, про темпы давайте мы не будем сейчас говорить. Мы, в общем, сами только-только все это начинаем отслеживать.
Но можно сказать, что за две недели работы вот этой системы 1,5 тысячи мы уже получили. И я полагаю, что очень много людей еще просто не подозревают о существовании вот такого проекта...
Олег Вахрушев: Абсолютно с вами согласен, потому что информационно пока с трудом это развивается.
Сергей Соловьев: Олег, здесь большая надежда на средства массовой информации, на ваших коллег. Если они обо всем этом расскажут внятно... Потому что я вот уже вторую неделю ежедневно отвечаю на звонки людей, которые меня спрашивают, как подписаться. То есть нужны какие-то все-таки каналы распространения вот этой информации о том, что, «да, вот это все работает, хотите – подключайтесь, не хотите – не подключайтесь». Инструкции есть, как это сделать. Дело это несложное.
Олег Вахрушев: Сколько стоит для пользователя сотовой связи вот этот сервис?
Вадим Сиротенко: Подключение к сервису в среднем стоит 1 рубль. То есть человек платит за SMS -сообщение, посланное с кодовым словом «угон+», за нее платят по текущему тарифному плану абонента. В среднем это 1 рубль. Точно столько же стоит отключение.
Другое дело, что управление сервисом... за каждое SMS -сообщение, присланное нам, с кодовыми словами – это тоже 1 рубль. Получение всех SMS -сообщений – это бесплатно у всех операторов сотовой связи, которые с нами работают.
Олег Вахрушев: В таком случае, за чей счет банкет, извините?
Сергей Соловьев: Во-первых, я хочу просто отвесить нижайший поклон сотовым операторам. Потому что они предоставили вот эти короткие номера бесплатно. Есть два сотовых оператора, которые работают на территории нашего города. Пока вопрос об этом решается в Москве, поскольку начальство у них там.
Олег Вахрушев: То есть добрая воля. Вот в средствах массовой информации прошла информация о том, что ГИБДД особо-то и не знает о том, что происходит. Как только вы запустили свой проект, пресс-секретарь сказал, что ничего что-то не слышно было. Кто все-таки первым пошел на контакт – вы к ГИБДД либо ГИБДД к вам?
Сергей Соловьев: Когда мы просто уже описали проект сами и поняли, что его можно реализовывать, естественно, мы пришли в ГИБДД. И я не знаю, о каких публикациях вы говорите. На самом деле, если бы ГИБДД не работала с нами вот в этом контакте, то ничего бы и не получилось. Сегодня в дежурной части областного Управления ГИБДД стоит наша система, она работает, отправляют сообщения сотрудники этой самой дежурной части. Мы практически все это время в очень плотном контакте работали с отделением розыска. Так что я не понимаю, о чем идет речь.
Олег Вахрушев: Одним из партнеров по этому проекту у вас является Союз страховщиков «Белый соболь». Какая выгода у страховщиков в этом проекте?
Вадим Сиротенко: С моей точки зрения, мне кажется, что в этом случае страховые компании получают просто большое количество своих потенциальных клиентов. Как они с ними дальше будут общаться, это, в общем-то, их дело. А мы готовы им предоставить просто вот эту базу данных, которую мы получили в результате. По большому счету, с моей точки зрения, уж если мы сегодня занялись проблемой распространения социально важной информации, и нас государство должно, в общем-то, охранять, ну, нас, граждан, и наше имущество, то все, что связано с деятельностью, допустим, этой системы, должно финансироваться государством. А всякого рода какие-то коммерческие вливания, знаете, они сегодня есть, а завтра, может быть, их не будет. Поэтому я большой надежды не питаю на то, что, возможно, когда-нибудь какой-то коммерсант всю эту систему будет финансировать, причем довольно дорогостоящую и не приносящую сиюминутной выгоды.
Олег Вахрушев: Вот все-таки мне так кажется, что вот этот проект, он работает на достаточно узкий сегмент даже среди водителей. Я не говорю вообще об обществе в Екатеринбурге. Поскольку, хорошо, с мобильными телефонами разобрались – они есть, и в достаточно большом количестве, но почти вся информация идет все-таки через Интернет. С Интернетом в семьях пока и, тем более, в машинах достаточно сложно. Что вы думаете по этому поводу? Как распространять эту информацию?
Сергей Соловьев: Я могу сказать, что интерес к этому проекту уже сегодня существует в соседних областях. То есть нам из Челябинска звонили, нам звонили из Ростова и спрашивали: «Как бы нам примерно то же самое сделать у себя?». Насколько мне известно, в Ростове с точки зрения угонов, наверное, даже еще сложнее, чем в Екатеринбурге. Есть, конечно, и Москва, и другие города.
Олег Вахрушев: Там граница близко.
Сергей Соловьев: В общем-то, да. А на самом-то деле, если честно сознаться, то мы ведь просто тестируем этот коммуникационный канал, потому что информацию, которую можно распространять с помощью SMS -связи, с помощью неголосовых функций сотовой связи, она ведь может быть самой разной.
Олег Вахрушев: Итак, рассылка SMS водителям на сотовые телефоны, как оказывается впоследствии, - это ни что иное, как тестирование определенных программ по поводу рассылки социально значимой информации. Я прав, Сергей?
Сергей Соловьев: Да. Причем информация – это ведь такая вещь, что когда ее нет, мы и не подозреваем о том, что она существует. Более того, существует понятие «свобода доступа к информации». То есть мы вот положили в наш проект, в основу этого проекта понятие добровольности. То есть если человек не хочет получать эти сообщения, он их не будет получать, а если хочет, то он подписался - и будет получать. Надоело ему – он может тут же прекратить эту рассылку. Точно так же человек может получать информацию, которая, скажем, касается очень важных для него, принципиальных, допустим, каких-то проблем.
Олег Вахрушев: Например?
Сергей Соловьев: Скажем, здоровья. То есть можно послать сообщение и получить информацию о том, где можно купить конкретный медикамент, в какой аптеке нашего города и сколько он стоит. Это первое, что приходит в голову. Вот Вадим может добавить, у него какие-то другие проекты есть.
Вадим Сиротенко: Если говорить о здоровье, то есть очень большая проблема с обращениями в поликлиники, и вообще в медучреждения. Во-первых, в бесплатных, в социальных учреждениях могут быть большие очереди. Любые обследования, любые консультации по лекарствам получить достаточно проблематично. Люди ищут справочники медицинские. Если пользоваться ими самостоятельно, то в результате могут возникать любые проблемы. Мы договариваемся с очень большой энциклопедической службой по поводу получения на мобильный телефон конкретной и достоверной информации о лечении любых заболеваний, о применимости того или иного лекарства, и это все мы надеемся сделать на таком же уровне, как и «Город без угонщиков». То есть абонентам это должно обходиться по тарифному плану, то есть недорого.
И здесь, наверное, рассчитывать на поддержку государства хотелось бы... Но я обращаюсь все-таки к коммерсантам, к тем же страховым компаниям поддержать наши проекты. Потому что получая, во-первых, как Сергей сказал, положительные отзывы о себе, и имея потенциальных своих клиентов, любой предприниматель получает очень глубокую аналитику, причем аналитику в реальном времени, насколько его информация полезна, насколько она востребована на рынке, и дорогого стоит такая аналитика.
Олег Вахрушев: А откуда столько альтруизма у вас, скажите, пожалуйста, господа? Вот по большому счету, даже у любой сотовой компании есть своя справочная служба. Позвонил – тебе все расскажут, правда, стоит эта минута, по-моему, 1 доллар с лишним. А у вас все как-то по стоимости исходящих SMS -сообщений. Почему именно так?
Вадим Сиротенко: Во-первых, количество обращений за платными справками, оно невелико в силу их стоимости.
Олег Вахрушев: Да, конечно, это большие деньги.
Вадим Сиротенко: А во-вторых, мы хотим... и еще раз я повторю, мы обращаемся ко всем спонсорам... У нас существует поддержка финансовая. Есть люди, которые понимают и значимость этого проекта, и возможность расширения его сферы деятельности на все регионы, по сути дела. Вот Сергей говорил о том, что к нам обращаются именно сотрудники МВД с просьбой распространить эту систему. Но информация была ими получена из одного пока источника – из «Российской газеты». И я надеюсь, что с вашей помощью, Олег, с помощью Радио Свобода найдутся еще благожелательные люди, которые поймут и социальную важность проекта, поддержат его, ну и найдут для себя здесь коммерческую выгоду. А мы постараемся оправдать надежды.
Сергей Соловьев: Собственно, альтруизмом трудно это все назвать. Просто хочется, чтобы был порядок. И вот неприятно звучит по-русски «фискальная культура», но она все равно должна быть. И если, скажем, та же самая система «Город без угонщиков» начнет распространяться шире – сегодня она работает на территории Екатеринбурга – может быть, область, может быть, соседняя область, то есть это очень большое увеличительное стекло, и человек хотя бы подумает, надо угонять автомобиль просто для того, чтобы девушку свою покатать, или не надо.
Олег Вахрушев: То есть пока только исключительно Екатеринбург? Либо все-таки близлежащие какие-то территории тоже захватывает этот проект?
Сергей Соловьев: Сегодня пока вся эта система работает в рамках города. Хотя мы специально и сознательно выходили на уровень областного управления ГИБДД, именно потому, что нам хотелось бы сделать это на уровне области.
Олег Вахрушев: Я думаю, что это случится в ближайшем будущем.
Скажите, а можно делать уже какой-то анализ после того, как стартовал проект? Сколько было звонков от участников проекта в ГИБДД о том, что они увидели угнанный или украденный автомобиль?
Сергей Соловьев: Ни одного. Сообщения об угнанных автомобилях получают, как вы правильно сказали, 1,5 тысячи екатеринбуржцев, подписавшихся на этот проект. Пока таких звонков нет.
Олег Вахрушев: Тем не менее, вот даже среди водителей информация о том, что существует такой проект, расходится дальше?
Сергей Соловьев: Прежде чем все это дело предложить областному управлению, мы, так или иначе, беседовали... ну, я не назову это анкетированием. И могу сказать, что вот из примерно 500 человек, с которыми я разговаривал лично, которые водят автомобили, подавляющее большинство, то есть практически все некритично относятся к этому. Вот такой, извините, журналистский термин. Участвовать в этом изъявила желание половина, а где-то в районе 20-25 процентов людей сказали, что «если нам за это будет какой-то приз, бонус и так далее, то мы просто будем ездить на охоту».
Олег Вахрушев: Кстати, действительно, почему бы человеку, который сообщил о том, что он видит угнанный автомобиль, не вручить какое-нибудь вознаграждение? Вадим, вам известно что-нибудь об этом?
Вадим Сиротенко: Во-первых, такое вознаграждение предоставляет ГИБДД. То есть там для любого, подавшего информацию, которая реально помогла в осуществлении розыска, существует специальный фонд поощрительный. Во-вторых, мы привлекаем к этому проекту спонсоров. Для них есть специальное условие, по крайней мере, реклама на листовках, которые мы распространяем по подключению к проекту. И одна из екатеринбургских компаний – это магазины «Антилопа Гну» - уже выделила приз любому водителю, который поможет в розыске автомобиля, - ему будет предоставлен полный пакет по замене масла в любое время года, практически в любое время суток и для любого автомобиля.
Олег Вахрушев: То есть, я так полагаю, масштабы проекта с каждым днем увеличиваются?
Сергей Соловьев: Здесь все будет зависеть от того, как люди к нему будут относиться. Хочу привести пример. И это не анекдот, это действительно так было. Есть ребята, которые сказали, что «это все очень интересно, мы вот сейчас сами скинемся, денежки положим в сейф, вот кто из нас найдет, тот их и получит». То есть это на самом деле, в общем, система, которая может вообще потом перерасти, трансформироваться просто в некий клуб.
Олег Вахрушев: И игру.
Сергей Соловьев: Да, в игру. А почему бы нет?..
Олег Вахрушев: Спасибо, Сергей и Вадим, за участие в программе «Время Свободы».