Энергетическое сотрудничество России и Китая: «облачность, переходящая в ясную погоду»

Сделать в проекте ВСТО ответвление на Китай логично, учитывая потребность этой страны в нефти

Ростехнадзор сегодня утвердил положительное заключение экологов по проекту строительству крупнейшего нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Одно из ответвлений трубы, предположительно, пойдет на границу с Китаем, о чем китайская стороны планирует окончательно договориться с «Транснефтью» в марте. В документе, содержание которого не разглашается, предусмотрен комплекс мер, включая финансовые, которые Китайская национальная нефтегазовая корпорация - CNPC и «Транснефть» должны принять в ближайшее время.


Тем временем, Китай заинтересован стать участником обсуждения проблем мировой энергетики во время встречи «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге нынешним летом. Об этом накануне заявил в интервью агентству «Интерфакс» зампред госкомитета КНР по развитию и реформам Чжан Гобао.


Россия, которая в нынешнем году председательствует в восьмерке, выразила инициативу привлечь к дискуссии по проблемам энергетической безопасности крупные развивающиеся страны. По мнению китайской стороны, внимание к участию Пекина продиктовано тем, что «в мире уже осознали степень развития китайской экономики и ее влияния на мировую экономику». «Китай в настоящее время занимает второе место в мире по производству энергоносителей и также является второй страной в мире по энергопотреблению. Если такая страна не примет участие в энергетической дискуссии, каково же будет ее представительство?» - Цитирует «Интерфакс» слова Чжан Гобао.


Одновременно КНР не удовлетворена сотрудничеством с Россией в нефтегазовой сфере. Как заявил агентству зампред госкомитета КНР Чжан Гобао, при том что Москва и Пекин могли бы дополнять друг друга в этом вопросе, сотрудничество двух стран столь же нестабильно, как сводка погоды: «Например, возьмем вопрос строительства нефтепровода (ответвление от ВСТО на Китай): сегодня - облачность, переходящая в ясную погоду, завтра - солнечно, но переход в облачность. Прямо сводка погоды. Один российский чиновник говорит, что Россия приняла решение, другой - что не приняла решение… До сегодняшнего дня нет точной информации, а это очень жалко, общий процесс неудовлетворителен».


Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан еще 31 декабря 2004 года. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода были возложены на госкомпанию «Транснефть». Однако до сих пор приступить к осуществлению проекта мешали отсутствие удовлетворительного технико-экономического обоснования и отрицательное заключение экологической экспертизы.


В случае строительства ответвления на Китай, о решение в пользу чего российский министр Виктор Христенко уже говорил, как о состоявшемся факте, в этом направлении должно поставляться 30 миллионов тонн нефти в год, по маршруту Сковородино-Перевозная - 50 миллионов тонн.


Как рассказал автору этой статьи аналитик компании «Тройка Диалог» Олег Максимов, решение начать строительство именно с ответвления на Китай вполне логично, исходя из того, что у китайцев на российскую нефть есть большой спрос. Расходы на строительство, по мнению аналитика, возьмет на себя, скорее всего, одна Россия. У «Транснефти» сейчас нет таких средств, но компания может взять кредиты у российских и иностранных банков, выпустить бонды или, наконец, повысить тарифы на прокачку нефти по своей трубопроводной системе.


В то время как ТЭО проекта уже готово и экологическая проблема, которая мешала строительству, казалось бы формально снята, ситуация вокруг проекта омрачилась настоящим скандалом. Сегодня глава Ростехнадзора Константин Пуликовский утвердил положительное заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе технико-экономического обоснования строительства нефтепровода ВСТО. Правда, сама эта комиссия экологов была сокращена на четыре человека из числа тех, кто был против строительства, сообщает «Интерфакс». По словам эколога Ирины Максимовой, эксперты и общественные организации планируют теперь обжаловать положительное заключение экологической экспертизы в суде. Кто знает, возможно, это повлияет на планы «Транснефти» и вновь помешает дать заинтересованным китайцам твердый ответ.


С другой стороны, и в сфере газового сотрудничества с Китаем, несмотря на заинтересованность, Россия далека от практики. Российская сторона подчеркивает, что намерена поставлять газ в Китай. А министр промышленности и энергетики Виктор Христенко даже запросил данные о потребностях Поднебесной в этом виде топлива. Данные были предоставлены, и теперь Москва, говорят в КНР, должна определиться с планами.


«Несмотря на то, куда пойдет труба - на восток или на Китай, Россия в устной форме принимала на себя различные обязательства, заявляя о своей заинтересованности поставлять газ Китаю. Однако практических сдвигов пока не видно. Это касается и Сахалина, и Западной Сибири, и других районов. По всем проектам мы имели контакты, однако решения нет», - констатирует Чжан Гобао.


В настоящее время в России рассматривается четыре основных варианта «Программы по созданию на востоке РФ единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, с учетом возможного экспорта газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Это «Восток», «Центр», «Запад» и интегрированный вариант, предложенный компанией-разработчиком крупнейшего газоконденсатного месторождения в Иркутской области – Ковыкта - «РУСИА Петролеум». Приоритетным вариантом программы недавно был назван именно «Восток».