На прошлой неделе президент Соединенных Штатов совершил турне по странам Южной Азии. После короткого пребывания в Афганистане Джордж Буш посетил Индию и Пакистан. Американские наблюдатели неоднозначно оценивают итоги поездки президента в проблемный регион.
Президент Буш и премьер-министр Индии Манмохан Сингх назвали подписанное ими соглашение о сотрудничестве в области энергетики (оно позволит Дели приобретать американские ядерные технологии) историческим. Однако некоторые американские законодатели уже сейчас выступают против ратификации сенатом данного документа. Они говорят, что он сомнителен хотя бы потому, что Индия не подписала Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО); более того, она неоднократно проводила испытания такого оружия. На фоне нарастания напряженности вокруг ядерных программ соседнего Ирана, который отрицает свое стремление к обладанию ядерным оружием, такое соглашение в глазах некоторых наблюдателей выглядит вдвойне неуместным.
Старший научный сотрудник вашингтонского фонда «Наследие» Дэна Диллон полагает, что определенные противоречия, связанные с подписанием документа, не могут умалить его позитивного содержания. «Договор о нераспространении является очень важным инструментом внешней политики Соединенных Штатов. Мы его полностью поддерживаем, и, на мой взгляд, новое соглашение только усиливает эффект этого документа. Индия до сих пор не вошла в ДНЯО, то есть формально она не обязана отчитываться перед мировым сообществом о работе над своими ядерными проектами. Но подписанное соглашение, если оно будет ратифицировано американским конгрессом, заставит Индию в определенной мере придерживаться рамок ДНЯО. Кстати, руководитель МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадей заявил, что поддерживает американо-индийское соглашение».
Посетив парк высоких технологий в индийском городе Хайдарабаде, президент Буш выступив в защиту аутсорсинга - массового размещения американскими компаниями заказов за рубежом в целях снижения затрат. Дэна Диллон напоминает, что США чем импортируют, и в случае запрета аутсорсинга пострадают больше, чем какая-либо другая страна. «Индия располагает определенными преимуществами для аутсорсинга из США, и я думаю, мы должны продолжать этот процесс. В этом и проявляется суть свободной торговли».
Аналитик отмечает, что нынешний хозяин Белого дома боле оптимистично оценивает возможность решения проблем региона Южной Азии: «Он убежден в том, что эти страны должны занимать достойное место в глобальной экономике, торговле, быть полноправными членами глобальной системы нераспространения ядерного оружия. Не думаю, что у других американских президентов это убеждение проявлялось ярче, чем у Буша. Некоторые из них посещали страны Южной Азии, но никто в такой степени, как Буш, не относился к этим странам как к равным партнерам».
Как стало известно, на переговорах с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом (он пришел к власти после военного переворота) Джордж Буш постарался убедить его в необходимости сделать парламентские выборы 2007 года полностью свободными. Но не должен ли Вашингтон настораживать пример Палестины, где в январе на палестинских выборах радикальное движение ХАМАС добилось сокрушительной победы?
Дэна Диллон, которому доводилось встречаться со многими пакистанскими политиками, которые представляют светские партии умеренного толка, убежден, что в Пакистане возможно строительство демократии нормальным политическим путем. В этом его не разубеждает даже серьезный успех исламистских партий на последних парламентских и региональных выборах 2002 года. «Президент Буш дал понять, что мы не можем делать ставку только на Первеза Мушаррафа, хотя тот в определенном смысле и считается гарантом стабильности. В конечном счете, ставить надо на демократию. Мы считаем, что наш успех в войне с терроризмом зависит не столько от Мушаррафа, сколько от развития демократии в Пакистане», - отметил эксперт.
Сразу после окончания поездки Буша стало известно о резком обострении отношений между Пакистаном и Афганистаном. Оба этих государства считаются союзниками США в войне против «Аль-Каиды».
В интервью телекомпании CNN пакистанский президент обвинил министерство обороны и секретные службы Афганистана в «заговоре» против его страны. Поводом для этого заявления стало переданное агентством AP сообщение о том, что Афганистан недавно передал Пакистану список из 150 человек, подозреваемых в причастности к талибам и «Аль-Каиде» и якобы укрывающихся на пакистанской территории. По этой информации, в Пакистане скрывается и лидер талибов мулла Мохаммад Омар.
Мушарраф был возмущен тем, что эта информация появилась в прессе (то есть, по его предположению, передана в прессу Кабулом). Пакистанский президент назвал полученные Исламабадом из Кабула разведывательные данные устаревшими и неточными. «Речь идет о телефонных номерах, большинство из которых давно не используются», - заявил Мушарафф. Он выразил предположение, что президент Афганистана Хамид Карзай специально дожидался приезда Джорджа Буша, чтобы передать Пакистану эту информацию и сообщить о своем шаге прессе.
«Когда он передал мне эти номера, я сам передал ему разведывательную информацию о том, что происходит в афганском министерстве обороны и спецслужбах. Ему стоило бы разобраться с этим», - раздраженно заметил генерал. Ранее президент Афганистана требовал от соседей более решительных шагов в борьбе с талибами, регулярно совершающими вылазки с сопредельной территории. Эти нападения в последнее время резко участились.
Сам президент Буш от оценки публичного спора уклонился. Он отметил роль Пакистана в борьбе с террором и подчеркнул, что для победы над «Аль-Каидой» нужно сделать еще много.