Будет ли установлен памятник Абаю Кунанбаеву в Москве

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Андрей Шарый : В Москве на Чистых прудах собираются установить памятник классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву. Это подарок Казахстана России. Местные жители считают этот монумент в сложившемся историческом ансамбле центра старой Москвы будет неуместным и выступают против его возведения. В посольстве Казахстана, да и в самом Казахстане думают по-другому. Что делать с ценным подарком? Как быть? Об этом Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева: Монументально-пространственную композицию с памятником Абаю Кунабаеву решили возвести в рекордные сроки. Добротная табличка на заборе, окружающем строительную площадку, сообщает: начало работ 3 февраля 2006 года, окончание - 21 марта.


"Однако еще не все потеряно", - утверждает Екатерина Бермант, член инициативной группы по сбору подписей против установки памятника на Чистых прудах. Ведь спасли же жители района Патриарших прудов свой заповедный уголок Москвы, не дали установить там композицию на тему булгаковского «Мастера»!



Екатерина Бермант: Абай Кунабаев, безусловно, человек заслуженный. Наверное, в Москве должен стоять ему памятник, потому что он призывал сограждан своих к европейской культуре и всячески их туда вовлекал. Я готова его памятник где-нибудь увидеть, но не на Чистых прудах. Не потому, что он там чужероден, а потому что в принципе Чистые пруды - это один из последних кусочков старой Москвы, не испоганенный монументальной пропагандой нашего московского правительства.


Его внешний вид все равно будет нехорош. Хорошего в Москве не строят. Меня больше пугает слово "монументальная композиция". Потому что сразу встает перед глазами Парк Победы. Это ужас. Но он все-таки далеко от центра. Это уже фактически не Москва. А Москвы бы хотелось оставить хоть немножечко такой, какой ее помнят мамы, папы, бабушки, дедушки. Наши дети тоже помнили этот город таким неиспорченным, пригодным для жизни. Сейчас собралось уже достаточное количество подписей, достаточное количество довольно активных людей, которые готовы встать в пикеты. Я уже даже немножко боюсь, потому что разбуженная призывами (не только моими) общественность, она уже просто кричит о том, что будет совершать акты вандализма, будут обливать его краской. А это уже просто совсем безобразие. Но остановить подобные вещи будет невозможно. В результате будут обижены казахи, которых совершенно обижать не нужно.



Лиля Пальвелева: В самое ближайшее время, сообщает Екатерина Бермант, письмо с требованием сохранить Чистопрудный бульвар в его нынешнем виде будет направлено мэру российской столицы Юрию Лужкову и президенту республики Казахстана Нурсултану Назарбаеву.


Между тем, в посольстве республики Казахстан в Российской Федерации очень огорчились и удивились, узнав о негативном отношении к памятнику Абаю Кунабаеву. Говорит советник и руководитель пресс-службы посольства Виктор Кияница.



Виктор Кияница: В посольство республики Казахстан никто из местных жителей по этому поводу не обращался, никаких протестов и возражений мы не почувствовали. Более того, история возникновения установки памятника уже достаточно долгая, решение было принято в конце прошлого года мэрией Москвы после долгих обсуждений, согласований проекта этой композиции. Работала большая группа российских и казахстанских архитекторов. Собственно, ни для кого не было тайной, что этот памятник будет установлен именно в этом месте.


Сам памятник - это дар Казахстана Москве. Он строится на бюджетные деньги республики. Открытие его планируется предварительно в апреле месяце, в рамках открытия года Абая в России, соответственно, года Пушкина в Казахстане. Решение об этом было принято президентами Путиным и Назарбаевым.



Лиля Пальвелева: Не могли бы вы напомнить нашим слушателям, кто такой Абай Кунанбаев? Потому что в советские времена очень многие читали романы, даже в школе существовала программа литературы союзных республик. Поэзию Абая Кунанбаева проходили. Теперь, боюсь, что нужно специально объяснять, кто был этот человек.



Виктор Кияница: Да, безусловно, к сожалению, многие имена сейчас забыты. Что касается Абая Кунанбаева, то это великий казахский поэт и просветитель, основоположник казахского литературного языка. Он считается духовным лидером казахского народа. Он в свое время первым перевел на казахский язык Пушкина, в частности, "Евгения Онегина". Собственно, через него казахский народ познавал русский язык и русскую культуру.


В своем знаменитом философском трактате "Слова назидания" (считается духовной заповедью казахскому народу) Абай писал, что русский язык и культура - это ключ к осмыслению мира. В 1995 году (это был год 150-летия со дня рождения Абая) его юбилей праздновался под эгидой ЮНЕСКО. Тогда торжества прошли в Германии, во Франции, в США, в той же России.



Лиля Пальвелева: Виктор Витальевич, почему решили установить памятник именно на Чистых прудах? Люди, которые протестуют против этого проекта, говорят, что вполне уместен он был бы на улицах Алма-атинская или Кустанайская. Есть такие улицы в городе Москве.



Виктор Кияница: По названиям улиц очень странно устанавливать памятник. Абай никогда не жил ни в Алма-Ате, ни в Кустанае. Тут нет никакой ни смысловой, ни исторической связью.


Что касается установки памятника на Чистых прудах, то так исторически сложилось, что 10-летиями находилось постоянное представительство Казахстана в Москве. Сейчас здесь находится комплекс зданий посольства республики Казахстан в Российской Федерации. Это, по-моему, общепринятая практика. Кстати, в свою очередь, в Алма-Ате в центре города установлен памятник Пушкину возле Академии наук. Это как-то никого не смущает. Только остается выразить сожаление, что Абай, который всю жизнь боролся с мракобесием, с невежеством, всегда был проводником русской культуры, именно в центре российской столицы столкнулся с вопиющим проявлением невежества и бескультурья.



Лиля Пальвелева: А вы видели проект памятника? Не могли бы вы рассказать, как он должен выглядеть?



Виктор Кияница: Я видел проект памятника. Я видел антураж, в котором он планируется быть установленным. Он вполне органично вписывается в этот ландшафт Чистых прудов.



Лиля Пальвелева: Он большой?



Виктор Кияница: Это достаточно большое сооружение. Фигура сидящего Абая. Выбиты его слова. Вполне нормально он смотрится в этом сквере. Я не очень понимаю, почему стоящий тут рядом ресторан органичен, а памятник поэту - нет.



Лиля Пальвелева: Недоумевает Виктор Кияница.