Сегодня в Америке. Иран спешит создать ядерное оружие, заявляют в конгрессе представители администрации. Новые меры борьбы с подделками фирменных товаров одобрили американские законодатели. Гарвардский университет расследует деятельность бывшего советника российского правительства

Сегодня в Америке. Иран спешит создать ядерное оружие, заявляют в конгрессе представители администрации. Новые меры борьбы с подделками фирменных товаров одобрили американские законодатели. Гарвардский университет расследует деятельность бывшего советника российского правительства



Юрий Жигалкин: Иран спешит создать ядерное оружие, заявляют в конгрессе представители администрации. Новые меры борьбы с подделками фирменных товаров одобрили американские законодатели. Гарвардский университет расследует деятельность бывшего советника российского правительства. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».


В среду Белый Дом заметно повысил уровень давления на иранские власти. Руководители госдепартамента в своих показаниях конгрессу заявили о том, что необходимо изолировать Иран, который представляет, по их словам, все большую опасность своим стремлением создать ядерное оружие и поддержкой террористических организаций.



Владимир Абаринов: По словам заместителя госсекретаря США Николаса Бернса, в мировом сообществе практически никто не сомневается в намерениях Ирана. Именно это единство мнений позволило на заседании совета управляющих Международного агентства по атомной энергии - МАГАТЭ - принять резолюцию о направлении иранского досье в Совет Безопасности ООН.



Николас Бернс: Государственный секретарь Райс ездила в Москву в октябре. В ноябре президент Буш встретился с президентом Путиным в Азии. Мы начали собирать коалицию, и 4 февраля произошло историческое голосование в МАГАТЭ, на котором за наше предложение проголосовали Россия, Китай, Индия, Бразилия, Египет, Шри-Ланка, европейские государства, а также Япония и Австралия - все эти страны проголосовали за то, чтобы остановить иранцев.



Владимир Абаринов: Заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями Роберт Джозеф нарисовал законодателям зловещую картину активизации иранской ядерной программы.



Роберт Джозеф: Иран продвигается вперед в разработке технологии обогащения урана при помощи центрифуг. Начиная с января, они обеими ногами жмут на педаль газа. Иран официально уведомил МАГАТЭ о том, что этой осенью он начинает установку первых трех тысяч центрифуг на комбинате по обогащению, который спроектирован под каскад из десятков тысяч центрифуг. Иран уже произвел примерно 85 тонн сырья для этих центрифуг - гексафлорида урана. Если весь этот объем переработать в высокообогащенный уран оружейного качества, его хватит для производства 10 ядерных боезарядов. Единственно возможное объяснение такого масштабного и спешного расширения программы обогащения урана - стремление произвести материалы для ядерного оружия как можно быстрее.



Владимир Абаринов: Правительство США делает ставку не только на международное давление и санкции, но и на общественное мнение Ирана, которое, по данным госдепартамента, отнюдь не в восторге от политики властей. Николас Бернс указал на стремление иранского народа к контактам с Америкой.



Юрий Жигалкин: Конгресс США проголосовал за ужесточение закона, карающего за подделку фирменных товаров. Из-за распространения фальшивок американские производители теряют миллиарды долларов, а интересам потребителя, заинтересованного в качестве покупаемого товара, наносится ущерб.



Ян Рунов: По данным американской Национальной ассоциации производителей ( National Association of Manufacturers ) годовой оборот фальсификаторов бренда достигает 500 миллиардов долларов, то есть 5%-7% общемирового торгового оборота.


В Америке существует закон о борьбе с фальшивыми товарами, которые правоохранительные органы имеют право конфисковывать и уничтожать. Но оборудование, на котором производятся подделки - станки, швейные машины и так далее - по существующему закону нельзя ни конфисковать, ни уничтожить. И как только полицейские покидают цех, производство возобновляется.


В соответствии с принятыми сначала сенатом, а затем конгрессом поправками к закону, оборудование, используемое для производства фальсифицированного товара, должно быть уничтожено.


Вот что говорит об этом представитель Национальной ассоциации производителей Фрэнк Варго...



Фрэнк Варго: Закон исправляет в нашем законодательстве ошибки, не позволявшие властям уничтожать оборудование, на котором производятся фальшивки. Я только что давал показания на слушаниях в сенатском комитете по торговле. Речь шла о поставках подделок из Китая. Китай - эпицентр мирового производства подделок чуть ли не в любых областях. А китайские законы не считают такого рода преступления уголовно наказуемыми. Правда, китайское правительство начинает рассматривать проблему более серьёзно. В посольстве Китая в Вашингтоне введена новая должность - атташе по интеллектуальной собственности. Но всё это капля в море. Предстоит сделать гораздо больше.



Ян Рунов: На подделки есть спрос. Они стоят намного дешевле, а выглядят как дорогие. Дело в цене?



Фрэнк Варго: Не совсем. Потому что много подделок не только в товарах широкого потребления. Например, автомобильное стекло, которое не должно разлетаться на куски, когда в него попадают камни. Но китайцы делают фальшивые автомобильные стёкла, причём, подделывают сопроводительные документы и торговую марку. А стёкла некачественные, и люди могут погибнуть. Или подделывают лекарства для кардиологических больных... Речь не о продаже на улицах женских сумочек с биркой «Гуччи» за 99 центов. Это лишь малая часть проблемы. Хуже, когда люди не знают, что получают подделку. Представьте себе фальшивые батарейки, которые могут взорваться в ваших руках. А если авиакомпания покупает для пассажирских самолётов поддельные части, которые отказывают в полёте!.. Так что проблема гораздо шире, чем просто люди хотят купить подешевле.



Ян Рунов: Новый американский закон войдёт в силу, как только его подпишет президент Буш.



Юрий Жигалкин: «Розыгрыш зашедший слишком далеко», - так якобы объяснили свои мотивы в полицейских показания, трое студентов алабамских колледжей, арестованных в среду по обвинению в поджоге девяти баптистских церквей. Серия поджогов, начавшаяся пожарами сразу в пяти церквах, накалила эмоции в руральных малонаселенных районах Алабамы. Генеральный прокурор штата, бросивший двести пятьдесят агентов на поиски поджигателей, обвинил преступников в том, что они терроризируют население, федеральные власти завели дело по признакам преступления на почве ненависти, к которым относятся расовые нападения и атаки на религиозные символы. Если верить показаниям арестованных, на которых вышли благодаря следам автомобильных шин, трое друзей попросту решили подшутить, а чтобы отвести от себя подозрение, решили запалить еще несколько культовых построек. За каждый из девяти пожаров они могут получить пятилетний тюремный срок.


Грозит ли большим американским городам жилищный кризис? Согласно только что обнародованному исследованию, средняя стоимость аренды квартиры в 2004 году составила 974 доллара, на треть больше, чем десять лет назад. При этом доход среднего квартиросъемщика увеличился лишь на три процента. В городах с наибольшим дефицитом жилья, стоимость съема скромной трехкомнатной квартиры составила более трети заработка учителя и медсестры. Проблема, по словам экспертов, отчасти производное рекордного роста цен на недвижимость. В расчете на прибыль инвесторы сносят старые многоквартирные дома и возводят дома-люкс недоступные подавляющему числу американцев. Вместе с тем нужда в недорогом жилье растет благодаря устойчивому притоку в страну иммигрантов. Вывод - либо люди с низким достатком вскоре не смогут позволить себе жить в дорогих городах, либо города должны заставить жителей некоторых районов потесниться и дать возможность построить новые многоквартирные дома.


Гарвардский университет начал расследование деятельности профессора Андрея Шлейфера, причастного к одному из самых шумных в истории университета скандалов. В начале 90-х годов Шлейфер в рамках программы университета, финансируемой американским правительством, был советником российского правительства по вопросам приватизации, создания здорового инвестиционного климата. Отделение Гарварда было прикрыто после того, как Шлейферу и его коллеге Джонатану Хею американской прокуратурой были предъявлены обвинения в преступном обогащении. Американское правительство обвинило профессоров в том, что они выгодно инвестировали в российские кампании, используя информацию, полученную ими по службе. Шлейфер, не признав своей вины, уплатил двухмиллионный штраф. Теперь, после объявления об отставке ректора университета Лоуренса Саммерса, защищавшего Шлейфера, гарвардская профессура, возмущенная наличием в своих рядах человека с подмоченной репутацией, намерена, судя по всему, вынести свои организационные выводы.



Маршалл Голдман: Гарвард, как и другие американские университеты исключительно озабочен поддержанием своей репутации и в глазах студентов и в глазах общества. Это, возможно, самое большое достояние любой школы.



Юрий Жигалкин: Говорит содиректор центра российских исследований Гарвардского университета Маршалл Голдман.



Маршалл Голдман: Тот факт, что университет никак не оценил сомнительные действия одного из своих ведущих профессоров, беспокоил многих преподавателей. Я даже считаю, что дело Шлейфера стало одной из причин падения ректора Лоуренса Саммерса. Было ощущение, что он прикрывал своего бывшего ученика и протеже и не говорил всю правду о том, что он знал о деятельности Шлейфера в качестве российского советника.



Юрий Жигалкин: Профессор, прегрешения Андрея Шлейфера, как мы знаем, у многих россиян осадок по поводу американских попыток помощи России. Насколько, как вы считаете, объективно такое ощущение?



Маршалл Голдман: И Ларри Саммерс, и Шлейфер остаются убеждены в том, что Россия с помощью западных советников шла, в общем, неизбежной верной дорогой. В своих статьях и книгах они выдвигают тезис, состоящий в том, что Россия - нормальная страна, чье развитие напоминает путь Бразилии и других развивающихся стран. Многие экономисты убеждены, что Москва следовала поверхностным советам экономистов, пленников своих узких концепций.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, чем может обернуться это гарвардское расследование для самого Шлейфера?



Маршалл Голдман: Все зависит от того, посчитает ли комиссия, что он нарушил правила и этические нормы университета во время своей работы в России. Если ответ будет утвердительным, то он, скорее всего, потеряет профессорскую должность, это близкое к небывалому событие для Гарварда. Очень интересный вопрос сумеет ли он после этого найти преподавательскую с таким прошлым? Поставит ли темный российский эпизод точку в карьере блестящего экономиста, чьи работы имеют нобелевский потенциал, ученого, которой был признан самым многообещающим молодым американским экономистом?



Юрий Жигалкин: В среду были объявлены претенденты на премии Академии кантри-музыки. Самое большое число номинаций - по шести категориям - получил Брэд Пэйсли. Его песня «Алкоголь» соревнуется в разделе лучших синглов года.