Человек дня - российский композитор Александр Зацепин

Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 10 марта - российский композитор Александр Зацепин, который сегодня отмечает свой 80-летний юбилей.


Александр Зацепин родился в Новосибирске. Окончил музыкальную школу, учился в Институте инженеров железнодорожного транспорта, служил в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски, затем окончил Консерваторию в Алма-Ате. Дипломная работа Зацепина - балет "Старик Хоттабыч". С 1956 года он пишет музыку для кино, в том числе к фильмам Леонида Гайдая и Михаила Калатозова, песни для советской эстрады и театральных спектаклей, мюзиклы и инструментальные произведения. В 80-е годы композитор уехал во Францию.


О человеке дня Радио Свобода говорит автор и ведущая программы "Мастерская звука" Марьяна Арзуманова.



Марьяна Арзуманова : Несмотря на просто фантастическое количество шлягеров, написанных Александром Зацепиным, его имя известно далеко не всем. Это, на мой взгляд, объяснимо. Объяснение в феномене народности песен Зацепина, когда спрашивать - а кто это написал? - просто не приходит в голову.


Сенсационный успех Аллы Пугачевой в середине 70-х начинался с его песен - "Первоклассника" и "Арлекино". Без музыки Зацепина невозможно представить себе фильмы Леонида Гайдая, которые на долгие годы нашел в нем своего композитора, хоть и не раз с ним полемизировал до ругани, но всегда мирился. Миром закончился, в конце концов, и крупный скандал с Пугачевой, случившийся во время работы над лентой "Женщина, которая поет".


Когда в 80-х, женившись на француженке, Зацепин уезжал из СССР, власти, незадолго до этого, лишившие композитора выгодного и интересного контракта в Голливуде, не дали ему вывезти рояль. Зацепин сильно переживал. Он знал, что будет тяжело - без того же своего Гайдая, без близкого друга и соавтора, поэта Леонида Дербенева, который лучше других угадывал настроение мелодий Зацепина и писал к ним стихи. Примечательна история про теперь уже знаменитый твист "Про белых медведей" в исполнении комсомолки и спортсменки Ниночки из "Кавказской пленницы". Сама мелодия без слов, написанная Зацепиным вместо заказанного режиссером галопа, поначалу не понравилась Гайдаю. Зацепин даже собирался уходить из картины. Но вместе с текстом, положенном на музыку Дербеневым, Гайдай принял песню. К слову, теперь стихи, написанные к мелодии, а не наоборот - большая редкость.


Когда появилась возможность вновь нормально работать в Москве, ни Гайдая, ни Дербенева, ни многих других близких людей в жизни и творчестве Зацепина уже не было. Сейчас композитор с грустью признается, что ехать в Россию ему особенно не к кому. Остался в Москве любимый инструмент, который когда-то запретили вывозить. Его Зацепин навещает в каждый свой приезд.