Тамара Ляленкова: Квартирный вопрос, как известно, испортил людей. Однако сейчас, когда жить стало просторнее и большинство детей имеют свой игровой угол, а теща существует отдельно, в другом районе, многие задумались о сакральном заполнении пространства. Традиционно кабинет и библиотека предназначаются мужчинам, женский туалетный столик ютится в спальне. Но теперь внимание обращают также на то, куда – на запад или восток – спят головой хозяева и какие ветры врываются в открытую дверь. Сегодня китайская практика фэн-шуй, точно рассчитывающая направление иньских и яньских сил, помогает правильно расставить диваны и обезопасить углы российским гражданам. Но так было не всегда.
О разделении домашнего пространства в русской культуре рассказывает сотрудник Института славяноведения Российской Академии наук Елена Левкиевская.
Елена Левкиевская: В русской традиционной культуре домашнее пространство, конечно, не разделялось так жестко, как, скажем, в мусульманской традиции. Но все-таки представление о некотором выделенном женском и выделенном мужском пространстве в рамках дома существовало. Прежде всего выделялся так называемых бабий кут – это угол, который был расположен рядом с печью или за печью, это угол, где стояла всякая домашняя утварь. И отделялся он от остальной части дома или занавеской или загородкой. Вот это было специфически женское пространство, на которое, как правило, не заходили ни мужчины, даже если они члены семьи, ни гости.
Но, кроме хозяйственной функции, это бабий угол еще наделялся различной сакральной символикой, связанной прежде всего с культом предков. Потому что здесь, как правило, находился лаз в подполье – место, которое воспринималось как некий проход, некий медиатор в потустороннее, в нижнее пространство дома, которое традиционно связывалось с душами предков и вообще с духом дома, первопредком, который там обитал (как правило, там прежде всего обитал домовой). И вот была эта связь женского начала с культом предком и одновременно с рождением нового, потому что роды очень часто проистекали или на печи или даже в самой печи. Существовала такая традиция, потому что русская печь была большая, и женщина туда вместе с повитухой забиралась, в это внутреннее пространство печи (естественно, печь не топилась), и там она рожала, повитуха там принимала младенца, завязывала ему пуповину.
Тот, кто видел настоящую русскую печь, традиционную, понимает, что устье в ней было достаточно большое для того, чтобы туда мог пролезть человек. А само пространство за устьем непосредственно, там, где горел огонь и готовилась пища, оно вообще было достаточно большое, потому что очень часто в деревнях в печах и мылись те люди, у которых не было своих бань. Печь занимала почти четверть иногда всей избы. На печи спали и грелись старики и дети, сушились валенки и одежда. В печи опять-таки мылись и в ней рождали. И, соответственно, послед и вообще послеродовые очищения, завязанные повитухой в тряпочку, зарывались в подполе, под печью.
То есть все это – и прошлое, и будущее, и предки, и будущие поколения – было как бы сконцентрировано в одном пространстве, в одном локусе этого дома. И все это связывалось именно с женским началом, с этим бабьим кутом.
Что касается мужского пространства, оно было гораздо менее выделено какими-то определенными границами. Но сугубо мужским считалось пространство сразу же у входа в избу, где располагалась поперечная широкая лавка, на которой мужчина, как правило, выполнял всякие хозяйственные свои функции: лапти плел, сбрую конскую чинил. Это была сугубо его площадь, и для женщины считалось неприличным и постыдным сесть на эту мужскую лавку. И мужской также считалась стоящая к ней под углом длинная лавка вдоль длинной части стены избы.
И конечно, мужской частью считалось место под иконами в красном углу, прежде всего потому, что это было самое почетное место. На это место сажали жениха на свадьбе, а невеста садилась на лавочку рядом с ним, то есть непосредственно на этом самом почетном месте сидеть она не имела права, потому как баба.
Тамара Ляленкова: А где спали традиционно?
Елена Левкиевская: Вот это единственное жилое помещение внутри избы днем служило для работы, а ночью это же самое помещение превращалось в спальню. И спали чаще всего на лавках, старики и дети спали на печи. Молодежь очень часто спала на полу, где была подстелена какая-то или перина, или постель из сена клали в самых бедных семьях. Как правило, муж с женой спали вместе, и иногда для этого использовались какие-то подсобные помещения типа клетей, подызбиц. В теплое время года уходили спать во двор, потому что в избе было все-таки очень тесно, и в ней спали в основном только в холодное время года.
Тамара Ляленкова: Понятно, что подобное традиционное деление домашнего пространства на мужское и женское в современных условиях не могло сохраниться.
А насколько уместен в российском интерьере фэн-шуй, я попросила рассказать Бронислава Виноградова.
Бронислав Виноградов: Фэн-шуй в Китае является лишь одной из наук социальной организации, и он связан вообще с социальными ритуалами. В Китае существовала сложная семейная система. Женщина была отнюдь не бесправна, но реально там была тема и покупки наложниц, была тема разного количества жен, но изначально была точно совершенно главная жена, номер один, и понятное дело, что это обязательно подразумевало определенный достаток.
Фэн-шуй усадьбы состоятельного человека подразумевает разные зоны, и обычно кабинет вообще представлял собой отдельное здание. Усадьба строится из отдельных блоков, и изначально китайская усадьба представляет собой так называемый «двор четырех соединений», где есть внутренний дворик обязательно, а вокруг него строится пространство и помещения. И вообще, есть разделение на мужские и женские зоны. Например, в усадьбе Конфуция, древней, которая находится в Цюй-фу, там жестко отделена женская зона от мужской зоны. Более того, там и слугам не положено было контачить с женской половиной дома.
Существовало понятие изначально внутренней половины, где находятся женщины и дети, и внешней половины, где находятся мужчины и общаются. А потом там есть кабинет, потому что только мужчины служили и были формально и официально образованными людьми. Подразумевалось, что мужчина занимается культурой, литературой и так далее, поэтому кабинет – как зона успеха – был предназначен для хозяина, мужчины. Были и какие-то другие рабочие пространства, куда запрещалось приходить во времена функционального действия, которое происходило там. Это пространство пира мужского, например. Но пространство не существует в отрыве от функций, его оживляющих, и, собственно, пространство есть лишь проводник функций, и когда функции не проводится, пространства нет.
Тамара Ляленкова: Пространство функции любви где осуществлялось?
Бронислав Виноградов: В принципе, оно осуществлялось там, где его хотели осуществлять. Хотя при этом существовало супружеское ложе, кровать была с палантином, и на ней не только спали, но и жили, ели, туда ставился столик для чаепития, она была многофункциональным пространством. На самом деле очень свободное в реальности отношение к знаниям времени, места и функций. Ориентация кровати связана с женщиной. Опять же ориентация главного входа обязательно связана с мужчиной, с хозяином. В зависимости от ориентации входа, как она располагается, она является или иньской, или яньской, мужской или женской, и она по-разному воздействует на мужчин и на женщин.
Есть фэн-шуйский компас – лопань. Одно из основных делений, по которому смотрятся зоны дома, - это «24 горы» так называемые, 24 базовых направления, которые характеризуют, в свою очередь, уже потом распределение энергии внутри дома. И в зависимости от того, иньская, яньская, какой характеристики эта энергия, она по-разному воздействует на иньских и яньских обитателей этого дома. Есть понятие опять же восьми типов иньских и яньских жилищ; в зависимости от ориентации входа есть иньские или яньские, но они не связаны непосредственно с мужской или женской историей, а они связаны со знаками рождения хозяев. Это направление и ориентация входа, так называемой посадки дома, куда вперед и куда назад он выходит. В реальности есть несколько базовых характеристик, которые определяются. Есть год рождения хозяина, хозяйки, того главного субъекта, под которого делается дом. Есть ориентация входа, и есть точка расположения в цикле времени, на какой цикл это делается. Поэтому изначально в Китае строили таким образом, чтобы через 20 лет, когда меняется большой цикл, иметь возможность перестроить, поменять ориентацию входа.
Есть какие-то вещи, которые более благоприятны для женщины и более благоприятны для мужчины. Например, цветы персика подразумевают чувства романтические, силинь подразумевает появление сыновей. Дракон подразумевает мужскую силу. Изображение кобылицы – это женское. Вот львы – обязательно парные, и обязательно выделяются мужская и женская особь, и у женщины под лапой – львенок, а у мужчины – шар.