Иранские агенты в Ираке: правда или вымысел

Премьер-министр Ирака аль-Джаафари с бывшим президентом Ирана Хатами

На протяжении последних трех лет специалисты по Ираку обсуждают масштабы влияния Ирана на ситуацию в Ираке. Как в Ираке, так и в США многие все сильнее убеждаются в том, что иранские агенты просочились в аппарат безопасности Ирака, а также в т.н. ополчения, которые вступают воюют с полицейскими и армейскими частями Ирака и силами коалиции. Все чаще в Ирак проникает оружие иранского образца, в частности мощные взрывные устройства, что представляет немалую опасность для иракских и американских сил безопасности.


7 марта на брифинге для прессы в Вашингтоне министр обороны США Дональд Рамсфельд вновь обвинил иранское правительство в том, что оно «направляет людей в Ирак для действий, наносящих вред будущему Ирака». На вопрос, носят ли эти действия насильственный характер и представляют ли они собой попытки добиться политической нестабильности, Рамсфельд ответил, что, на его взгляд, «этих людей нельзя считать религиозными паломниками». Министр обороны добавил, что иранское правительство может когда-нибудь пожалеть о своей роли в Ираке.


Ранняя инфильтрация


В августе 2005 года журнал Time утверждал, что иранцы планировали свое проникновение в Ирак еще в конце 2002 года, дислоцируя военные части вдоль иракской границы. По сообщениям, эти части сопровождали представителей иракских оппозиционных партий и ополчений, когда они проникали в Ирак в начале войны. Согласно журналу, сразу после возглавленного американцами вторжения в Ирак из Ирана проникло до 12 тысяч человек, в том числе агенты иранских сил безопасности.


Три года спустя иранская разведка и контролируемые ей военизированные подразделения, судя по всему, глубоко укоренились в Ираке, делая ставку на обе стороны: на шиитские партии и ополчения, близкие им по религиозному мировоззрению, и на суннитов, которые стремятся к возрождению исламского халифата в Ираке.


Возможные цели иранцев в Ираке: установление исламского государства и предотвращение формирования проарабского и проамериканского светского режима; выдворение американцев из Ирака; предотвращение возрождения города Наджаф в Ираке в качества центра шиитской учености, каким ныне считается иранский Кум; борьба за влияние в области эксплуатации природных ресурсов Ирака, то есть нефти. Пятая возможная цель – установление безопасных коммуникаций Ирана с Сирией для обретения веса в отношениях с Израилем.


Ведущая шиитская партия Ирака Высший совет исламской революции в течение 20 лет до падения режима Саддама Хусейна базировалась в Иране. Ее вооруженное крыло «корпус Бадр» проходило обучение в специальных частях Корпуса стражей исламской революции. В 2005 году египетский еженедельник «Аль-Ахрам» утверждал, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сыграл роль в формировании «корпуса Бадр» и теперь имеет над ним влияние. Этот факт, однако, не подтвержден.


Когда в 2003 году началось возглавленное США вторжение в Ирак, силы Бадр тоже вошли в страну – в их составе сотни иракцев, получивших военную выучку, которые бежали в Иран в 1980-х годах. Они быстро захватили контроль над органами безопасности и местного самоуправления, а также над организациями, ведающими гуманитарной помощью в шиитских населенных пунктах. Многие специалисты считают, что их сопровождали иранские вооруженные формирования «Аль-Кудс».


Уже через месяц их влияние распространилось по всей стране. 23 апреля 2003 года глава Высшего совета исламской революции Абдельазиз аль-Хаким заявил, что силы Бадр присутствуют «в большинстве сел» страны. «Никто не сможет выдворить их», утверждал он. Отсутствие охраны на границе протяженностью в 1000 километров дало возможность свободно переправлять в Ирак оружие.


Ситуация сегодня


Согласно сообщениям, влияние Ирана сегодня простирается на всю страну, но сильнее всего оно на юге. В 2004 году ополченцы, пользующиеся поддержкой Ирана, установили контроль над Басрой. Сейчас они доминируют в полиции, губернаторском совете, органах безопасности и даже в гуманитарных организациях. В городе ополченцы фактически устранили всю оппозицию. Христиане, арабы-сунниты и светские шииты этого региона подчиняются строгому исламскому кодексу поведения.


Влиятельный представитель шиитского духовенства Муктада ас-Садр отрицает какие-либо связи с иранским режимом, однако в июне 2003 года он посещал Иран и встречался там с высокопоставленными официальными лицами. В январе 2006 года он снова посетил Иран и имел встречу с секретарем Национального совета безопасности Али Лариджани. Американские и иракские официальные лица утверждают, что Иран финансирует военную организацию Садра «армия Махди».


С середины 1990-х годов Иран также поддерживает связи с лидерами «Аль-Каиды». Второй по значению руководитель этой организации Айман аз-Завахири часто посещал иранское министерство разведки. В 2001 году была установлена связь с организацией Абу Мусаба аль-Заркауи, который посетил Корпус стражей и получил поддержку от сил «Аль-Кудс».


По сообщениям, Иран помогал суннитским террористическим государствам и в прошлом – в Алжире, Египте и Газе. По мнению западных разведок, метод действия Ирана – перепоручение террористических операций внешним организациям, чтобы их нельзя было связать с Ираном.


Не в последнюю очередь сильны также связи Ирана с нынешним иракским правительством, в котором доминируют шииты. Министр внутренних дел Ирака Байан Джабр – в прошлом возглавлял «корпус Бадр». На протяжении минувшего года в Ираке было совершено немало нападений на суннитов людьми в форме МВД, хотя Джабр отрицает какую-либо причастность своего ведомства.