Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына .
Надежда Перцева : В замке Хэмптон-хаус в графстве Дорсет открылась выставка некогда жившей здесь, и скончавшейся в Англии русской художницы Марии Воробьевой-Стебельской, известной под псевдонимом Маревна. О выставке Маревны рассказывает корреспондент Радио Свобода в Великобритании Наталья Голицына.
Наталья Голицына : В одном из самых живописных уголков Англии, в графстве Дорсет, расположен старинный замок XV века Этельхэмптон-хауз. Нынешний его владелец Патрик Кук вспоминает, что с детства слышал от своего деда рассказы о людях, живших в нем на протяжении пяти столетий. Когда Патрик вырос и сам стал владельцем замка, он решил восстановить его историю и подробнее познакомиться с его бывшими обитателями. Среди них он обнаружил русскую художницу, имя которой поначалу заинтриговало его своей экзотичностью и трудной для англичанина произносимостью - Мария Воробьева-Стебельская. Он прочитал автобиографию художницы и узнал, что она подписывала свои картины псевдонимом Маревна, принадлежала к тому же кругу французских художников, что и Жорж Брак, Анри Матисс, Фернан Леже, Пабло Пикассо и Амадео Модильяни. Узнал, что она была близко знакома с Максимом Горьким, Жаном Кокто, Ильей Эренбургом, что была любовницей Диего Риверы, от которого у нее родилась дочь, что почти всю жизнь Маревна прожила во Франции и Англии, а с 1949-го по 1957 год жила с дочерью в Этельхэмптон-хаузе и скончалась в Лондоне в 1984 году в возрасте 92-х лет.
Среди ее картин Патрик Кук обнаружил портрет зятя Маревны (мужа ее дочери Марики) издателя Родни Филлипса, который был владельцем Этельхэмптон-хауза до 1957 года. Кук связался с его сыном (внуком Маревны) Дэвидом Филлипсом и выяснил, что в семье сохранилось довольно много картин бабушки. Как раз в это время - в 2004 году - в Третьяковской галерее с огромным успехом прошла первая со времени ее кончины персональная выставка этой полузабытой на родине художницы. Это навело Патрика Кука на мысль организовать такую же выставку в своем доме, где Маревна создала немало картин. Внуку Маревны идея выставки понравилась, и он предоставил для нее около двадцати картин и рисунков бабки. Патрик Кук нашел также нескольких коллекционеров, которые согласились дать для выставки, принадлежащие им работы русской художницы.
На днях состоялось официальное открытие выставки работ Марии Воробьевой-Стебельской. Со временем часть картин будет заменена другими ее полотнами. Всего в распоряжении Патрика Кука около ста работ Маревны.
В женевском музее Пти Пале экспонируется автопортрет Маревны, сохранились и ее портреты кисти Модильяни и Риверы. С них на нас смотрит миловидная хрупкая женщина, о которой Илья Эренбург в своих мемуарах пишет, что «она выглядела экзотичной, была наивной и требовала правды, прямоты и честности». Кстати, своим псевдонимом Маревна обязана Горькому, с которым познакомилась на острове Капри и который называл ее именем этой сказочной морской царевны.
До конца жизни Маревна оставалась верна двум художественным стилям Парижской школы эпохи своей молодости - кубизму и пуантилизму. Патрик Кук, организовавший в своем замке выставку ее работ, считает, что творчество Маревны в равной мере принадлежит трем странам: России, Франции и Англии. "Сохранилось ли в Этельхэмптон-хаузе что-то, что напоминает о пребывании в нем Маревны?", - спросила я Патрика Кука.
Патрик Кук : На самом деле домом владел ее зять. Это он продал его моему деду в 1957 году. Дед въехал в дом со своей мебелью, так что у нас нет мебели, оставшейся с того времени, когда здесь жила Маревна. Что сохранилось с тех времен, так это великолепный сад. Очень интересно наблюдать, как он запечатлен в живописи Маревны. На ее картинах, которые у нас висят, изображен французский сад. Этим картинам 50 лет, но сад сохранился в том виде, в каком он изображен на ее картинах.
Наталья Голицына : Помнят ли Маревну в Дорсете?
Патрик Кук : Когда Маревна жила в Дорсете, она встречалась со многими людьми. У меня бывают люди, которые говорят, что помнят ее пребывание здесь. Она оказывала заметное влияние на светскую жизнь того времени.
Наталья Голицына : А вы не хотели бы превратить нынешнюю выставку в постоянную экспозицию работ Маревны, создать своего рода ее музей в своем доме?
Патрик Кук : Нам бы очень хотелось выставлять работы Маревны в нашем доме как можно дольше. Девять лет она жила здесь и писала картины. У нас есть ее работы, которые относятся ко времени ее пребывания в Этельхэмптоне, и они могли бы демонстрироваться на ее постоянной выставке. Это, конечно, зависит от того, захотят ли владельцы картин передать их нам на хранение. Семья Филлипсов была очень любезна и предоставила для выставки часть своей коллекции. И если она согласится оставить ее здесь на более длительное время, мы были бы рады ее экспонировать.