Европа готова расширить черный список из белорусских чиновников

Глава белорусского ЦИКа Лидия Ермошина тоном строгой учительницы призвала проигравших кандидатов быть мужчинами

В число персон нон-грата, которым запретят въезд в страны ЕС, могут быть включены не только политики, но и сотрудники силовых органов, принимавшие участие в арестах активистов оппозиционных партий. Эту идею уже поддержал глава польского МИДа Стефан Меллер. Мнения российских политиков о степени прозрачности президентских выборов в Белоруссии разделились.



Государственный секретарь союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин не усмотрел нарушений в ходе предвыборной кампании в Белоруссии и высказал резко негативное отношение к наблюдателям от ОБСЕ и к потерпевшим поражение оппозиционерам. По его мнению, социальная политика, проводимая президентом Белоруссии у себя на родине, дает положительные результаты, отсюда и активная поддержка со стороны избирателей. Экономическую ситуацию в Белоруссии Бородин назвал примером для соседей по СНГ.

- Просто так загнать народ на выборы и в Белоруссии, и здесь [в России] вряд ли удастся, - говорит госсекретарь союза. - Если народ не желает выражать свое мнение - он не придет, и ему наплевать [на эту кампанию]. Посмотрите, что сейчас творится в Грузии, на Украине, в Киргизии. Народ видит, что, к сожалению, реальных поступков нет. В Белоруссии видно, что есть реальные дела, потому народ приходит и поддерживает.


Касаясь роли международных наблюдателей в Минске, Павел Бородин в свойственной ему образной манере охарактеризовал их деятельность как выполнение политического заказа.


- Вы знаете, я страшный любитель футбола, - сказал Бородин. - Сейчас у нас футбол изменился. Раньше спрашивали, «а судьи кто?», теперь же – «а судьи за сколько?». Так и наблюдатели зарубежные – «за сколько». Я общался с итальянскими и английскими наблюдателями от ОБСЕ. Вот что вы сделаете в ситуации, когда тебе говорят: получишь хорошую зарплату, если скажешь то-то и то-то, а вот если не скажешь, то и зарплату не получишь?


Независимый депутат Госдумы, один из лидеров Республиканской партии России Владимир Рыжков, который наблюдал за ходом голосования в Белоруссии, однозначно заявил о недемократичности процедуры выборов президента в Белоруссии.


- Картина, конечно, ужасающая, - сказал Рыжков. - Это никакие не выборы. Несвободные, недемократические. Безусловно, их результаты не отражают реальных настроений в белорусском обществе. Социологическая работа, которая велась не только вчера, а на протяжении последних месяцев, говорит о том, что реальный уровень поддержки у Лукашенко сегодня около 50 процентов. Поэтому сама цифра - 82 процента поданных за него голосов при явке 90 процентов - выглядит фантастической, она завышена минимум на 30 процентов.


Второй факт, который бросается в глаза, по мнению Рыжкова, - это «чудовищно большая цифра» проголосовавших досрочно. 31,5 процент белорусов проголосовали до вчерашнего воскресенья.


- Это немыслимая цифра, - говорит Рыжков. - Мне удалось выяснить, как она была организована - через административный ресурс. Ректоры вузов загоняли на досрочное голосование студентов, директора предприятий - рабочих, директора совхозов - рабочих совхозов. При этом, как мне удалось выяснить, при вскрытии урн для досрочного голосования число проголосовавших за Лукашенко - практически стопроцентное. Это говорит о том, что люди либо голосовали под присмотром начальства и под его давлением, либо просто были подменены бюллетени или урны.


С аналогичной критикой в адрес белорусских властей выступил лидер Союза правых сил Никита Белых. «Основные нарушения происходили в ходе предвыборной кампании в ходе подсчета голосов», - заявил он на пресс-конференции в Минске.


В соседней Польше также звучат скептические оценки итогов белорусских выборов. Польские власти, в отличие от российских, относятся к режиму Лукашенко очень критически и поддерживают крепкие связи с белорусской оппозицией. Официальной позиции Варшавы относительно итогов президентских выборов в Белоруссии пока нет, однако, судя по высказываниям ведущих польских политиков, эта оценка наверняка будет отрицательной.


Госсекретарь канцелярии премьер-министра Польши Адам Липиньский в воскресенье вечером заявил Радио Свобода, что конкретные изменения в политике Варшавы по отношению к Минску будут зависеть в том числе и от того, как закончатся акции протеста оппозиции против фальсификации результатов выборов.


- Само голосование, - сказал господин Липиньский, - не имеет такого большого значения. Позволю себе напомнить, что демократия - это не только день голосования, но и возможность проведения свободной избирательной кампании, в которой все кандидаты имели бы равные возможности - например, доступ к средствам массовой информации для представления своей программы. В Белоруссии все это было запрещено - кандидаты от демократических сил вынуждены были встречаться с избирателями на улице, а тем, кто намеревался принять участие в акциях протеста, угрожали даже смертной казнью. Ничего подобного нет сегодня не только в Европе, но и в остальном мире. Так что цифры, которые оглашает режим, не имеют значения, они были, скорее всего, написаны белорусским КГБ еще до выборов.


С таким мнением согласен и вице-спикер польского Сейма Бронислав Коморовский. А вице-спикер Европейского парламента, лидер Демократической партии Польши Януш Онышкевич, которого белорусские власти не впустили в страну накануне президентских выборов, считает, что отреагировать на недемократичный характер выборов в Белоруссии должен весь Европейский союз, расширив список белорусских чиновников, которым был бы запрещен въезд на территорию стран ЕС.


- То что Европейская комиссия может, должна и, я бы сказал, даже обязана сделать, заявил Януш Онышкевич, - так это хотя бы расширить список белорусских чиновников, которым будет запрещен въезд на территорию стран Европейского союза. Причем это расширение должно быть значительным, так, чтобы в списке оказались не только те, кто непосредственно причастен к фальсификации, но и милиционеры, и сотрудники КГБ, принимавшие участие в арестах активистов оппозиции. Так, чтобы власти это почувствовали, чтобы это почувствовали те, кто при других обстоятельствах охотнее поехал бы в Европу, чем в Москву.


В понедельник утром министр иностранных дел Польши Стефан Меллер заявил, что Варшава поддержит такую инициативу. А на пресс-конференции, которую устроили в этот же день в Минске наблюдатели от ОБСЕ, было заявлено, что, по мнению ОБСЕ, президентские выборы в Белоруссии не соответствовали демократическим стандартам. С другой стороны, глава миссии наблюдателей от СНГ Владимир Рушайло заявил, что он считает, что, несмотря на ряд технических нарушений, выборы прошли с соблюдением всех норм белорусского законодательства. По предварительным данным Центризбиркома Белоруссии, Александр Лукашенко набрал свыше 82 процентов голосов, а кандидат от объединенной оппозиции Александр Милинкевич - 6.