Во время официального визита российского президента Владимира Путина в Китай, который начинается сегодня, планируется подписать около 30 соглашений по экономическому сотрудничеству российских и китайских компаний. Речь идет о машиностроении, связи, финансах и энергетике, в частности, о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан.
Россия уверенно вышла на первое место среди десяти торговых партнеров Китая по темпам роста торговли, говорят в самой Поднебесной. Как рассказал «Интерфаксу» министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин, за первые два месяца этого года торговый оборот составил 4,3 миллиарда долларов, демонстрируя рост на 38,2%. На долю экспорта в Россию пришлось 13,2 миллиарда, на долю импорта из России - 15,8 миллиардов.
То есть Россия пока больше ввозит в Китай, чем импортирует из этой страны. Притом, что ввозит она, в основном, энергосырье, а вывозит все больше продукты машиностроения. Такой дисбаланс не может не тревожить российские власти. Как сказал Владимир Путин в интервью агентству «Синьхуа» накануне отлета в Пекин, за 2005 год объемы поставок машин и оборудования из России в КНР снизились почти вдвое. Такая тенденция наблюдается на фоне устойчивого роста поставок товаров этой группы из Китая в Россию. Впрочем, руководство обеих стран не забывая о структуре экспорта, планирует довести к 2010 году объем товарооборота до 60-80 миллиардов долларов.
По данным «Интерфакса», все документы, которые лягут на стол заинтересованных лиц во вторник и среду – лишь рамочные соглашения. О коммерческих контрактах говорить пока рано. Тем не менее, в Пекине уже находятся глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, председатель «Роснефти» Сергей Богданчиков и руководители других российских компаний.
Вопрос энергетического сотрудничества, скорее всего, будет основным из числа торгово-экономических. Наиболее значимыми документами из тех, что могут быть подписаны: соглашение между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (CNPC) о поставках газа, договоренности «Роснефти» о выходе на китайский рынок нефтепереработки и соглашение CNPC с «Транснефтью» о технико-экономическом обосновании строительства ответвления на Китай от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.
Российские чиновники неоднократно уверяли, что ответвление от трубы ВСТО, по которому в Китай пойдет до 30 миллионов тонн нефти, должно быть построено. Переговоры об этом идут давно. И как сообщил с интервью «Интерфаксу» генеральный директор CNPC Чэнь Гэн, в условиях, когда российское правительство утвердило проект строительства ВСТО, сегодня компания должна завершить эти переговоры и подписать с «Транснефтью» документ об обосновании инвестиций строительства ответвления на Китай. Пока же нефтепровод на Китай не будет построен, CNPC продолжит увеличивать закупки российской нефти по другим направлениям.
По словам первого заместителя председателя правительства России Дмитрия Медведева, который в преддверие визита Владимира Путина в КНР дал интервью ведущим китайским СМИ, уже в этом году общий объем поставок российской нефти на китайский рынок может составить 15 миллионов тонн. Существует и значительный потенциал взаимодействия в сфере электроэнергетики. В прошлом году РАО «ЕЭС России» подписало протокол о долгосрочном сотрудничестве между Китаем и Россией. К 2015 году это сотрудничество может обернуться экспортом 50 миллиардов КВч электроэнергии.
Как рассказал сайту Радио Свобода заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов, для России газовое сотрудничество с Китаем не просто перспективно, но и имеет стратегическое значение прежде всего с точки зрения диверсификации поставок газа и снижения монозависимости поставок в западном направлении. Это важно «для снижения риска падения спроса на газ в Европе». Кроме того, в течение ближайших лет, по данным РАН, спрос на газ в Китае значительно повыситься - до 80-100 миллиардов кубометров к 2010 году и до 190-220 миллиардов кубометров к 2020 году.
Более того, развитие экспортного направления в Китай целесообразно, поскольку это наиболее оптимальное направление для экспорта с месторождений Восточной Сибири, считает эксперт. Экспорт газа с месторождений Восточной Сибири никогда не сможет конкурировать даже с ямальским - газовый потенциал этих месторождений настолько велик (суммарные запасы Восточной Сибири и Чаяндинского месторождения составляют 5,6 триллионов кубометров), что значительно превышают внутренние потребности России на долгосрочную перспективу.
Кроме того, нужно учитывать тот факт, что Китай также заинтересован в поставках сжиженного природного газа из стран Персидского залива, Северной Африки и даже Австралии. Эти страны могут составить конкуренцию российскому газу. Поэтому возможности для поставок газа в Китай сегодня создают благоприятные условия для завоевания этого рынка в 2008-2010 годах, считает Олег Трудов.
Что же касается электроэнергетики, то поскольку на высшем политическом уровне одобрение на сотрудничество в сфере электроэнергетики уже есть, «то вопрос экспорта электроэнергии в Китай – это вопрос цены на нее. Принципиально экспорт выгоден обеим сторонам, однако, пока не похоже, чтобы стороны пришли к твердому и единому мнению по данному вопросу».
Впрочем считает, эксперт, те объемы, о которых идет речь, потребуют ввода в строй как новых генерирующих мощностей, так и значительного развития сетевой инфраструктуры. Что стоит миллиарды. Кто будет инвестировать в проекты, пока не понятно. «Пекин хочет получать из России дешевую электроэнергию и умеет вести переговоры жестко, поэтому легкого решения не будет».
Конечно, у Китая есть интерес к рынку России не только в плане энергетики. В частности, Пекин в прошлом и нынешнем году предпринял ряд шагов для полномасштабного выхода на российский рынок своих автомобилестроительных компаний. В нынешнем году Китайская втомобилестроительная компания «Чанчэн», выпускающая внедорожники Great Wall, собирается инвестировать в Россию 100 миллионов долларов.
Интересно КНР и инвестиционное сотрудничество с Россией. А накануне даже появилась информация о том, что е диная платежная система Китая - China Unionpay, возможно, планирует выйти на российский банковский рынок и конкурировать на нем с международными корпорациями VISA и MasterСard.
Так что, как рассказал китайским журналистам зампред российского правительства Дмитрий Медведев, Год России в Китае, который объявят в рамках визита Путина в Пекин, будет посвящен, прежде всего, экономике.