Министр обороны России Сергей Иванов оказался в центре религиозного скандала

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Александр Гостев : Министр обороны России Сергей Иванов, получивший на днях новое назначение и возглавивший Военную комиссию при российском правительстве, оказался в центре религиозного скандала. Российские шаманы, оскорбленные выступлением министра, в котором он поставил их в один ряд с проститутками и прохиндеями, требуют от него публично извиниться. В противном случае они грозят массовыми беспорядками в тех российских областях, где проповедуется шаманизм. В среду Сергей Иванов попытался откреститься от своих слов. Он заявил, что никогда не оскорблял шаманов, им послышалось, на самом деле он произнес слово «шарлатаны», и поэтому никакой вины перед шаманами он не чувствует. В ситуации сегодня попыталась разобраться корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Речь, так возмутившую российских шаманов, министр обороны Сергей Иванов произнес 10 марта на заседании оргкомитета «Победа». Отвечая на вопрос о причинах дедовщины в армии, министр начал критиковать СМИ, виновные, по его мнению, в дебилизации населения. Он заявил, цитирую: "Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда в газетах хорошая статья публикуется с рекламой борделей, шаманов и прочих прохиндеев». Сегодня Сергей Иванов от своих слов открещивается, говорит, что слово «шаманы» не произносил, а говорил «шарлатаны». Впрочем, многочисленные печатные источники уличают министра в лукавстве.


Российские шаманы требуют от Иванова извинений. В противном случае грозят массовыми беспорядками в тех областях, где проповедуется шаманизм - это Бурятия, Якутия, Алтай, Эвенкия, Хакасия и Тува. Из столицы Тувы Кызыла передает корреспондент Радио Свобода Александр Филатенко.



Александр Филатенко: Шаманов Тувы возмутила фраза вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова, который поставил их в один ряд с девицами лёгкого поведения и "другими прохиндеями". Верховный и пожизненный шаман Тувы Монгуш Кенин-Лопсан сразу же направил Иванову письмо, в котором потребовал принести публичные извинения. Его высказывания он расценил как "унижение шаманов, какого не было ни в истории Российской империи, ни в истории бывшего СССР".



Монгуш Кенин-Лопсан: Шаманы в истории человечества всегда были представителями самого гуманного религиозного направления. И этим заявлением Сергей Иванов уравнял нас и девиц легкого поведения.



Александр Филатенко: Любопытная деталь. В эти дни в Туве находится сценарист фильма "По велению Чингисхана", народный писатель Якутии Николай Лугинов. Он встречался и с верховным шаманом Тувы. Лугинов подарил Кенин-Лопсану свою книгу "По велению Чингисхана". А в качестве ответного подарка якутский писатель получил от тувинского шамана копию своего письма министру обороны России Сергею Иванову. Уже после встречи шаман признал, что высказывание министра так задело его душу, что ни о чем другом он сейчас думать не может.


Возмущение шаманов разделяют тувинцы, для которых шаманизм является составной частью их традиционного мировоззрения. В Туве официально зарегистрировано шесть шаманских религиозных организаций, легально практикуют более трехсот шаманов. По мнению самих тувинских шаманов, самым серьезным последствием слов министра обороны могут стать беспорядки в регионах, где практикуется шаманизм, наподобие тех, что имели место в мусульманских странах после публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датских газетах.



Любовь Чижова : Рассказывал корреспондент Радио Свобода в Туве Александр Филатенко.


Сенатор от Тувы Людмила Нарусова, поддержавшая требования шаманов о публичном извинении Сергея Иванова, заявила, что «высказывание господина Иванова - это унижение шаманов». Уже в ближайшее время сенатор намерена обратиться с официальным заявлением к Сергею Иванову и потребовать извиниться перед обиженными им шаманами.


О том, почему чиновник столь высокого ранга может позволить себе оскорбить представителей целого религиозного течения, и что такое «шаманизм», моя коллега Татьяна Вольтская побеседовала с главным сотрудником Государственного музея этнографии Владимиром Дмитриевым.



Татьяна Вольтская: Владимир Александрович, что, на ваш взгляд, произошло, когда чиновник высшего ранга позволил себе поставить шаманов в один ряд с, мягко говоря, не слишком уважаемыми в обществе явлениями?



Владимир Дмитриев: Произошло оскорбление одной из очень уважаемых и древних форм религии. Это явно получается поступок непрактичного лица, неумного. Вы же знаете, есть самая знаменитая поговорка, что самое страшное преступление - это ошибка. В данном случае, мы имеем такую ошибку, ошибку, проистекающую из скороговорки, ошибку, проистекающую, может быть, из-за недостаточного понимания, что в русском языке бывают слова самого различного значения.



Татьяна Вольтская: Мне просто кажется, что термин "шаманство" совершенно определенный, и даже не оскорбительный для шаманов. Потому что он имеет в виду приемы внешние этой практики.



Владимир Дмитриев: Я совершенно с вами согласен. Вот почему мне жалко этого человека стало. Потому что в системе легкой такой массовой информации, очень много, наверное, не шаманства, а шарлатанства. Куча всяких разнообразных лже-целителей, людей, которые обещают предугадать судьбу, вернуть мужа. Это кошмар городской псевдокультуры!



Татьяна Вольтская: А на самом деле, кто же такие шаманы?



Владимир Дмитриев: Знаете, это очень серьезные, на самом деле, люди. Это специфическое религиозное направление, связанное с тем, что есть некий такой посредник, который оказывает очень сильное влияние на окружающих. Это некий посредник между мирами живущих и теми тонкими мирами, которые находятся за пределами. Это не означает, что я не должен признавать возможности другого мнения. Я думаю, что настоящий мыслящий должен полагать, что есть разные способы определения познания мира. Один из них - это шаманизм - вера в посредничество между людьми и тонкими материями.


Это касается не только сибирских народов. Следы шаманизма мы находим в разных местах мира. Это очень серьезное мировоззрение. Это очень серьезная связь между уважаемым человеком, способным вести себя особо, и тем обществом, в котором этот человек существует. Поэтому, когда задеваешь всуе кого-нибудь по этой линии, то это означает, что ты опять начинаешь ссориться с людьми, ссориться с большими коллективами людей.



Татьяна Вольтская: Шаман посредничает между мирами в каких целях?



Владимир Дмитриев: В целях улучшения мира. В целях улучшения состояния людей. Это древнее религиозное направление, древнее, чем многие мировые религии. Боюсь, что множество мировых религий не появились, если бы люди не имели шаманизма. Для нас это в первую очередь регион Сибирский. Это люди с особыми качествами психологии, с особыми качествами мироощущения. Это тоже надо иметь в виду, что он проблему затрагивает очень большую.



Татьяна Вольтская: Не могут ли шаманы повредить оскорбившему их человеку?



Владимир Дмитриев: Кто в это верит? Я думаю, что ни одно действие, которое мы совершаем в мире, не остается без воздаяния.



Любовь Чижова : Это было мнение этнографа Владимира Дмитриева.


Судя по реакции министра обороны, отрицающего обвинения шаманов, извинений они вряд ли дождутся. Свои позиции в правительстве Сергей Иванов считает незыблемыми. «Художественный свист меня не беспокоит», - так отреагировал министр на просьбу прокомментировать слухи о его возможной отставке. Накануне инициативная группа граждан России обратилась в администрацию президента с требованием отставки министра. Под письмом подписались более 9 тысяч человек.