В Челябинске поставлен спектакль о дедовщине

  • Александр Валиев

В Челябинске начали репетировать спектакль о дедовщине «Чморик», еще до того, как имя Андрея Сычева стало известно всей стране.

Главный режиссер челябинского Нового художественного театра Евгений Гельфонд поставил спектакль «Чморик» о дедовщине в российской армии. Действие спектакля-трагифарса происходит в 1980-е годы в военной части на космодроме Байконур, однако проблема та же, что и в Челябинском танковом училище, где служил изуродованный сослуживцами Андрей Сычев.


Евгению Гельфонду — 32 года. Театральное образование он получил в Челябинске и Москве. В 1999 году стал художественным руководителем курса в Челябинском государственном институте культуры и искусства, весь курс которого ныне принят в штат Нового художественного театра. Среди постановок Гельфонда — «Весна студенческая», «Сцена 2003», «Домик на окраине». Лауреат нескольких театральных фестивалей.


Мистическим образом в Челябинске, городе, который привлек к себе внимание всей страны чудовищной историей солдата Андрея Сычева, два театра, независимо друг от друга — и еще не зная о чрезвычайном происшествии в танковом училище, поставили на своих сценах два спектакля, основанных на армейских историях.


Один из них — «Мотылек», по пьесе Петра Гладилина (о превратившемся в девушку солдате) еще в ноябре поставил театр «Манекен». В этой «утопической мелодраме», как назвал жанр пьесы сам автор, явная условность происходящего на сцене переплетается с реальными чувствами, мыслями, переживаниями. Финал пьесы, хоть он и не хэппи-энд, тем не менее, оставляет надежду на то, что в современной российской армии наряду с бесчеловечностью, жестокостью и несправедливостью, еще осталось и нечто здоровое.


Премьера второго спектакля — «Чморик» — состоялась 17 марта на сцене Нового художественного театра, возглавляемого челябинским режиссером Евгением Гельфондом. Эту пьесу Владимира Жеребцова ставили уже и в Москве, и в провинции. Однако, сейчас, когда имя Андрея Сычева известно всей стране, эта постановка привлекла к себе большое внимание. Параллели напрашиваются: время и место действия, наверное, могли быть любыми. Пожалуй, Бишкиль под Челябинском, образца 2006 года, где сделали калекой солдата Сычева, мало отличается от глухих казахских степей 1980-х годов, куда автор пьесы поместил своих героев. Надо, однако, заметить, что режиссер Гельфонд пригласил в качестве одного из консультантов спектакля православного священника, который когда-то служил на Байконуре. В итоге режиссеру и актерам удалось достичь того уровня подлинности, когда на спектакле у зрителей в военных петличках возникает ощущение, что они находятся в казарме. Притом, что ни актеры, ни режиссер в армии не служили.


Сам сюжет, расписанный на шестерых актеров, довольно незамысловат: здесь есть подлый и жестокий дед-старослужащий, офицер, незлобный, но сжившийся с системой, простоватый и даже примитивный парень, что ждет со дня на день дембеля, а также сам «чморик», молодой призывник, тщедушный, порядочный идеалист. В присутствии двух женских персонажей разыгрывается драма мужчин. Там, где соседствует зло и добро, близкие к абсолюту, сложно избежать схватки и трагического финала. Он есть и в пьесе — погибает один из героев, простак, что взял под опеку призванного из Гатчины неловкого и хрупкого «чморика». На сцене самого убийства не происходит, но зритель уходит из зала с твердым убеждением, что занавес опустился за минуту до смерти героя.


Сборы от четырех премьерных спектаклей труппа Нового художественного театра решила перечислить на благотворительный счет Андрея Сычева.