В Дании растет число атеистов

Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.



Никита Татарский: В скандинавских странах – Норвегии, Швеции, Дании - все большее число людей заявляют, что являются атеистами. В Дании постепенно набирает обороты общественная дискуссия о необходимости реформы – по примеру соседней Швеции – доминирующей пока лютеранской церкви. После скандала с карикатурами на пророка Мухаммеда споры о роли религии в социальной и бытовой жизни жителей Датского королевства приобрели яркую политическую окраску.



Сергей Джанян: Национальной церковью Норвегии является Евангелическая лютеранская ц ерковь: деньги на ее нужды поступают и из государственного, и из муниципальных бюджетов, а назначения на должности епископов и священников производит глава министерства церковных дел и образования. Однако, несмотря на поддержку со стороны государства, норвежская лютеранская церковь год от года сдаёт позиции – в рейтинге посещаемости церквей Норвегия занимает 52 место – притом, что всего в списке - 59 стран. Количество же верящих в Бога коренных норвежцев-христиан за последние 20 лет сократилось ровно вдвое: сегодня в стране их насчитывается лишь 29%.


В соседней Швеции вопрос национального религиозного самосознания решился ещё радикальнее - с 2000 года Шведская лютеранская церковь утратила статус государственной, и средства к существованию теперь вынуждена изыскивать самостоятельно. Решению шведских законодателей об отделении национальной церкви от государства сопутствовало и увеличение финансовой поддержки представителей других конфессий. Шведские парламентарии стремились соблюсти принципы равноправия всех населяющих страну этнических групп и уважения их религиозных верований.


Большинство коренных жителей Дании следят за процессами, происходящими у соседей, с нескрываемым скепсисом и тревогой. На фоне будоражащих датское общество дебатов об иностранцах, а тем более после потрясшего страну конфликта с карикатурами на пророка Мухаммеда, вопрос церковной реформы становится просто взрывоопасным, при том что необходимость в таких переменах назрела уже давно.


Поддерживаемая государством Датская народная церковь играет важную роль в общественной жизни страны. Помимо традиционных обязанностей по духовному воспитанию общины, в компетенцию церковных властей входит также регистрация населения, уход за кладбищами и церквями, организация воскресных школ и многое другое. Однако структура и деятельность Датской церкви, не претерпевавшие до последнего времени значительных изменений, по мнению многих, не отвечают требованиям сегодняшнего дня:



Стиг Далагер: Совет Европы выступил с критикой политики Дании по отношению к иностранцам, в частности в вопросах уважения религиозных чувств населяющих страну нацменьшинств. Сейчас, когда, с одной стороны, мы имеем государственную Датскую церковь, а с другой - более 200 тысяч датских последователей ислама, с этой реальностью нельзя не считаться. Мы в Дании чересчур зациклены на уважении к свободе слова, однако существуют и другие, не менее важные вещи, в частности уважение к праву каждого человека на религиозные убеждения.



Сергей Джанян: Говорит известный датский писатель и драматург Стиг Далагер.


Несмотря на то, что конституция гарантирует свободу вероисповедания всем гражданам Дании, в нынешних условиях религиозные меньшинства не имеют полноценной возможности отправлять свои культы. Так, браки, заключенные по мусульманскому обряду, не имеют в Дании силы, а регистрация новорожденных по методу, принятому для лиц христианского вероисповедания, не может не вызывать недовольства у исповедующих ислам родителей. Впрочем, претензии к Датской церкви имеются не только у мусульман, но и у представителей других конфессий, в частности, у баптистов, недовольных тем, что Датская церковь навязывает им свою модель процесса обучения.


Из подобных фактов складывается картина, неприемлемая для мультиэтнического общества, построение которого долгое время декларировалось в Дании. Тем не менее, пришедшее к власти в 2001 году на волне националистических настроений правительство выделяет немалые суммы на пропаганду христианских ценностей, а министр по делам образования и церкви Бертель Хордер активно проводит в жизнь план по введению в датских школах углублённого изучения христианства.



Микаэль Ротстайн: Введение в общеобразовательную школьную программу религиозного обучения – это очередная реинкарнация идеи, что основу здорового общества составляют убеждённые протестанты. Мысль о том, что христианство само по себе способствует воспитанию добропорядочных граждан, - абсолютная чушь, но с принципиальной точки зрения эта идея чрезвычайно опасна. Нормально функционирующее общество предполагает гибкость в вопросах религии, когда люди имеют свободу выбора, живя при этом в уважении друг к другу. Однако безальтернативный подход к построению общества, базирующегося исключительно на христианских ценностях, приведёт лишь к созданию некоего протестантского дистиллята. Единственно возможный выход в данном случае, если государство будет держаться как можно дальше от религиозной пропаганды.



Сергей Джанян: Говорит лектор отделения религиоведения Копенгагенского университета Микаэль Ротстайн.


Однако пока разговоры на эту тему в датском обществе вызывают глухое раздражение: многие коренные датчане видят в идее церковной реформы угрозу не столько христианским устоям, сколько самой "датскости" – понятию, которое насаждается в сознании каждого датчанина с детства.



Микаэль Эйенрайх: Нравится это кому-либо, или нет, но христианство - это одна из незыблемых основ, на которой базируется датская культура, датская цивилизация. Если сделать выбор религии свободным, как выбор товара в супермаркете, то мы тем самым окажем себе медвежью услугу. Мы должны чётко осознавать - не следует распространять понятие равенства на предоставление всем остальным религиям равных прав с Датской народной церковью. Важно не забывать своих корней, не забывать, кто мы есть, и помнить свою историю.



Сергей Джанян: Г оворит редактор христианского издания Kristelig Dagbladet Микаэль Эйенрайх.


"Если теперь выяснится, что христианства у нас нет официально, то кто же мы тогда вообще?" - философски замечает по этому поводу один из датских социологов. И тем не менее, многие полагают, что отделение Датской церкви от государства - дело времени. Сроки называются разные, но большинство сходится в том, что вопрос, скорее всего, разрешится в ближайшее 10-20 лет. В этой связи можно вспомнить, что флаги скандинавских государств, как известно, украшены крестом, однако, похоже, что в будущем этот знак христианства на скандинавских знамёнах станет лишь чистой символикой.