«А перед этим нас били - каждого, кого забрасывали в автобус»

Колонна машин, доставивших участников акции на Октябрьской площади Минска в спецприемник на улице Окрестина

В спецприемнике-распределителе на улице Окрестина в Минске, куда минувшей ночью с Октябрьской площади доставили участников акции протеста с Октябрьской площади, с шести часов утра проходят суды над задержанными. Здесь же дежурят родственники и журналисты. Списки задержанных администрация спецпримника обещала огласить в 10 утра, однако фамилии не названы до сих пор.


К настоящему времени известно, что среди задержанных находится бывший посол Польши в Белоруссии Мариуш Машкевич и три журналиста. Сегодня появились первые свидетельства того, как милиция обращалась с людьми. Одному из арестованных удалось спрятать мобильный телефон и поговорить с журналистом Радио Свобода с территории спецприемника: «Выстроили за забором, головой уперли в стену бетонную, на морозе стоим больше часа. Они прошли, переписали фамилию, имя, отчество, дату рождения, национальность, несовершеннолетних куда-то увели. Они ходят по одному, выбирают сразу девчонок, куда-то их уводят, в здание. Ничего не говорят, только ходят, отпускают шуточки по поводу того, что горячего чая никто уже не принесет, мол, ну что, хорошо вам было на майдане и т.д. А перед этим нас били - каждому, кого забрасывали в автобус, наносили один-два удара». До сих пор точно неизвестно количество людей, которые находятся в спецприемнике-распределителе. С учетом доставленных сюда в течение этой недели можно говорить почти о тысяче задержанных, которых запихивают в камеры по несколько десятков человек. Как рассказал один из выпущенных из спецприемника подростков, с ним в камере находилось 22 человека.


На территорию спецприемника-распределителя постоянно приезжают сотрудники полка милиции специального назначения. Собравшиеся возле здания считают, что их показания используют в качестве свидетельств в ходе судебных процессов.


Cнос палаточного городка на Октябрьской площади Минска начался сегодня утром. Лагерь окружили грузовики полка милиции специального назначения, журналистов попросили выйти за оцепление. Спустя полчаса все участники акции были задержаны, их посадили в автобусы и увезли в неизвестном направлении. Среди задержанных - сын Инны Кулей, супруги экс-кандидата в президенты Александра Милинкевича и два племянника еще одного бывшего кандидата Александра Козулина. Сам Козулин прибыл на Октябрьскую площадь к финалу спецоперации, выразил возмущение сносом палаточного городка и арестом его жителей, после чего направился в спецприемник-распределитель.


«Как можно так поступать? Такое циничное отношение к молодежи - это верх цинизма! Почему-то Лукашенко заботится о своих детях, которые, как он говорит, “ служат в армии ”, но за ними постоянно ходит охрана. Зачем военнослужащему охрана? Пусть он подумает о молодежи, которая здесь. Он еще раз показывает, что для него есть свои и чужие. Для него есть разделение на сыновей и на пасынков. Такого не может быть в нашей стране. Мы еще раз столкнулись с очевидным расколом в стране. Очевидно, что Лукашенко не может консолидировать общество. Он сегодня является главным раскольником, главной враждебной силой всего белорусского народа», - сказал один из лидеров белорусской оппозиции.


Козулин не исключает, что в скором времени подвергнуться преследованию могут и бывшие кандидатов в президенты от оппозиции – он само и Александр Милинкевич. Сам Милинкевич, который также приезжал на улицу Окрестина, также не исключает такой вероятности: «Если захотят убить - никакая охрана не поможет, даже если сто человек вокруг себя поставить. Поэтому это будет политическое решение. И рассуждать на тему, что будет со мной сейчас после выборов я бы не хотел, это уже лично мое дело. Да я об этом, честно говоря, и не думаю. Меня сейчас тревожит другое: если мы капитулируем, то нас ожидает судьба полной “кубинизации”».


Правозащитник Алесь Беляцкий уверен, что зачистка Октябрьской площади готовилась весьма тщательно: «Последние комментарии по Белорусскому телевидению, которые шли вечером, были направлены как раз для подготовки общественного мнения к возможности и необходимости ликвидации этого лагеря. На самом деле, как мне кажется, у режима просто не выдержали нервы, потому что каждое 25 марта на протяжении уже многих лет отмечается арестами. И это 25 марта они также решили не допустить нормальной массовой акции».


Действия белорусских властей шокировали не только политиков, но и деятелей культуры. «Государство продемонстрировало свою силу против безоружных людей. У меня в голове не укладывается это все. Вне закона действуют, просто желание чье-то - как хочу, так оно и будет. Министр внутренних дел дал команду, или кто выше. Почему трое суток можно было, а на четвертые взяли и снесли все? Не понимаю - почему это, зачем? Они не хулиганили, вели себя прилично. Хорошие молодые ребята, их беречь надо!», - говорит известный кинорежиссер Игорь Добролюбов.


Вчера из спецприемника-распределителя после 15 суток ареста вышел Винцук Вячорка - председатель Белорусского народного фронта и доверенное лицо Александра Милинкевича. Вячорка называет действия властей антизаконными и предрекает нынешнему режиму крах: «Политический процесс не заканчивается, это не 2001 год. У нас есть организованная общенациональная структура, нейтрализовывать лидеров которой властям пришлось несколько дней. У нас есть легитимно избранный лидер. И вот эта махина подавления, махина уничтожения народного протеста показывает, насколько в принципе-то уже небольшой ресурс самозащиты у этой власти. Это значит, что ближайший более-менее серьезный кризис абсолютно неизбежно приведет к ее краху. Нужно ориентироваться на то, что режим завершит свое существование, возможно, намного раньше, нежели многие ожидают и надеются».


Утром на Октябрьской площади коммунальные службы занимались сносом палаточного городка. Уже к шести утра палатки были снесены. Уборкой занимались работники Жилищно-коммунального хозяйства из управления «Центр». Как рассказывают очевидцы, некоторые из них забирали оставшиеся в палатках шоколад, лекарства, термосы. А приехавшие в лагерь сразу после задержания его жителей журналисты не обнаружили бутылок из-под водки или пива, о которых постоянно говорят государственные СМИ.