Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров .
Александр Гостев : Радикальные националистические группировки в России заметно активизировали деятельность. Причем речь идет не только о нападениях на иностранцев, но и о попытках организовать тех, кого в стране чаще всего называют скинхедами. Власти преследуют и наказывают преступников. Однако их усилий явно недостаточно. Сегодняшние события - подтверждение этому. Новосибирский областной суд вынес приговор членам местной националистической группировке за нападения на выходцев из Таджикистана и Узбекистана. Сегодня же в Санкт-Петербурге заговорили о том, что здешние националисты вывесили в Интернете целое пособие для скинхедов. Над этой темой сегодня работал Мумин Шакиров.
Мумин Шакиров : Процесс над скинхедами в Новосибирске продолжался без малого три года. Оглашение приговора заняло целых два дня. О том, какие сроки получили молодые люди, рассказывает наш корреспондент из столицы Сибири Кирилл Маковский.
Кирилл Маковский: Члены так называемой группировки «Белое братство» в течение нескольких месяцев подкарауливали и избивали уроженцев южных республик. Однако доказать удалось только четыре факта нападения на выходцев из Таджикистана и Узбекистана. При этом сами подсудимые так и не признали своей вины. Обвинение было предъявлено по статье 282-й ("Разжигание межнациональной розни") и статье 162-й ("Разбой в составе организованной группы с применением оружия и нанесением тяжких телесных повреждений").
Восьмерых подростков признали виновными в совершении преступлений. Пятеро из них получили от 6 до 10 лет лишения свободы. Еще трое получили условные сроки. Максимальное наказание - 10 лет колонии строгого режима - получил ранее судимый 23-летний Игорь Быков.
Комментируя итоги процесса, начальник отдела государственных обвинителей прокуратуры Новосибирской области Владимир Самочернов, заявил, что обвинение удовлетворено результатом. При этом Владимир Самочернов отметил, что в дальнейшем подобные дела вряд ли будут рассматриваться быстрее.
Владимир Самочернов: Во-первых, очень много подсудимых и много адвокатов. Люди есть люди: или подсудимый заболеет - дело переносится, или адвокат заболеет - дело переносится, либо отпускные переводы - тоже дело как бы затягивается. Плюс в процессе рассмотрения уголовного дела были назначены экспертизы, которые тоже требуют, по крайней мере, не меньше месяца. Было много свидетелей, которые являлись жителями другого государства. А что, значит, вызывать человека, который проживает где-нибудь в азиатских республиках? Ехать ему сюда нужно для того, чтобы дать показания, а не для того, чтобы ему какие-то приятные вещи говорили.
Кирилл Маковский: Неформальный лидер группировки скинхедов Михаил Родошкевич свое наказание еще не получил. Врачи обнаружили у него "временное болезненное расстройство психической деятельности". Сейчас он находится на принудительном лечении от шизофрении, и его дело выделено в отдельное производство. Когда оно будет рассмотрено, пока неизвестно.
Стоит отметить, что сейчас в Новосибирской области рассматривается еще одно уголовное дело, связанное с межнациональной рознью. В суде города Бердска продолжается процесс по делу местной группировки скинхедов. Им предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса.
Мумин Шакиров : Санкт-Петербург, где недавно завершился процесс над группой молодых людей, убивших таджикскую девочку, вновь напомнил о себе, как о городе, где продолжаются активно действовать скинхеды.
«Пособие по уличному террору» – так называется текст, который в последнее время был размещен в Интернете. В частности по информации Агентства журналистских расследований, некоторое время он существовал на сайте «Партии свободы», но позже был удален провайдером. С подробностями корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.
Олег Яхонтов : Пособие по уличному террору, действительно, практически учебник. Он обстоятельно и доходчиво рассказывает, как лучше выбрать, выследить жертву, совершить нападение из патруля, засады или случайно столкнувшись на улице. Учат, как использовать подручные материалы в качестве орудий убийства тех, кто выделяется цветом кожи или разрезом глаз. Достаточно лишь одной цитаты: "Патруль - это когда ты и группа товарищей бродите по закоулкам в поисках подходящего объекта для атаки. Нападение должно быть стремительным и неожиданным, чтобы животное даже не успело опомниться". В качестве мест для засад анонимный наставник предлагает "пустыри у общежитий, территории, прилегающие к рынкам, не охраняемые места проживания иностранных студентов".
Представленный текст опровергает распространенное представление о том, что уличные избиения и убийства в Петербурге, имеющие националистический окрас, отдельные действия отдельных людей. Действительно, на сегодняшний день серьезные фашиствующие группировки в Петербурге распались. Их лидеры за решеткой. Однако их место заняли мелкие группировки, организованные по территориальному принципу и менее отягощенные организацией. Теперь НЕКТО пытается вести действия этих скинхедов в стройную систему с помощью подобных пособий.
Прокуратуре Петербурга отреагировала довольно оперативно. По словам старшего помощника прокурора Петербурга Елены Ордынской, в понедельник началась проверка.
Елена Ордынская : В прокуратуре отслеживаются материалы СМИ, в которых содержатся сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также о различных правонарушениях. Конкретно по статье "Доморощенных фашистов учат убивать", размещенном на одном из Интернет-сайтов, прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зайцев дал указание провести проверку в порядке статей 144 и 145 УПК РФ. После проведения проверки, по ее результатам будет принято соответствующее решение и дана соответствующая оценка.
Олег Яхонтов : Последнее нападение на иностранных студентов в Петербурге свидетельствует о том, что нападавшие хорошо усвоили инструкции, изложенные в пособии по уличному террору, и применили их на практике. Кто же ответит за распространение подобных пособий в сети?
Мумин Шакиров : Вчера, 27 марта 2006 года, в Москве завершился процесс над Александром Копцевым, который устроил резню в столичной синагоге. Городской суд признал его виновным и приговорил к 13 годам колонии строго режима. Аналогичные процессы проходят сегодня в разных российских городах России. Насколько эффективно борется власть с ростом ксенофобии и антисемитских настроений в стране? На этот вопрос ответил директор Института прав человека Валентин Гефтер.
Валентин Гефтер : Власть, конечно, пытается. Другое дело, что она может быть больше пытается с последствиями, чем с причинами. Потому что привлечение к судебно-правовой ответственности и особенно виновных в применении насилия на этой почве, о которой мы говорим, и просто за разжигание вражды, конечно, резко увеличилось за последние несколько лет. Но это не в прямой зависимости с искоренением причин и с уменьшением самих событий. Это вопрос - можно ли сейчас при такой запущенной болезни лечение последствий привести к тому, что устранятся причины? Я боюсь, что прямой связи пока нет. Трудно ожидать ее только при таком способе лечения.
Мимин Шакиров : В чем причина роста ксенофобских настроений в России? У вас есть какая-то своя точка зрения?
Валентин Гефтер : Трудно найти одну, две, три причины. Я бы выделил вот какую. Мы редко говорим о том, что наше общество стало больше конкурентным со всеми плюсам и минусами этого состояния. И вот в рамках этой сильной конкуренции между разными группами, между разными людьми за рабочие места, за условия существования, проживания и так далее, проявляются не только лучшие стороны общественного сознания менталитета людей, но и худшие. Научились ли мы преодолевать это в себе, эту присущую нам негативную черту, с моей точки зрения? Видимо, многие - нет.
Мумин Шакиров : Валентин Гефтер убежден, что бороться с ксенофобией и антисемитизмом должны не только власть и правозащитники, но и активная часть населения. По его мнению, эти человеческие пороки не возможно устранить без участия гражданского общества.