Российские политологи и журналисты о ситуации в Белоруссии

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский: Ситуация в Белоруссии после прошедших там 19 марта президентских выборов продолжает оставаться в центре внимания средств массовой информации. Дата инаугурации Александра Лукашенко, который провозглашен победителем выборов, пока нет определена. Многие сторонники оппозиции после массовых акций протеста остаются в заключении, а соседние с Белоруссией страны начинают предпринимать конкретные шаги, реагируя на итоги скандальных выборов.



Данила Гальперович: Если кто-нибудь в Литве захочет увидеть, как Александр Лукашенко в третий раз возлагает на себя президентские обязанности, то ему придется настраиваться на мировые телеканалы или, может быть, отечественные, но никак не на белорусские. Литва приняла решение не транслировать по кабельным каналам белорусское телевидение, заявив, что слишком уж много там пропаганды и дезинформации. Минск отреагировал нервно, но и в самой белорусской столице царит неопределенность, ведь о дате очередного вступления Александра Лукашенко на президентский пост ничего пока не известно.


Однако корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней уже разузнал детали предстоящего торжества и рассказывает о том, как это будет и когда будет.



Игорь Карней: Для торжественной церемонии уже все готово. Начнется мероприятие во Дворце республики, где Александр Лукашенко принесет присягу. После этого Лукашенко пойдет на Октябрьскую площадь. Для торжественного выхода в Витебске уже изготовили красную ковровую дорожку, которую выстелят от дворца до самой проезжей части. Ее длина - около 200 метров. После этого по площади торжественно промаршируют войска и дадут клятву президенту-главнокомандующему. Вечером на Октябрьской площади организуют концерт звезд белорусской эстрады, тех самых, что активно себя проявили в пропагандистских концертах "За Беларусь!".


Пока Лукашенко готовится в очередной раз взойти на президентский престол, умы оппозиционных политиков заняты другими мыслями. Так сегодня экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич подписал декларацию о предоставлении в Польше места для учебы белорусским студентам, отчисленным по политическим мотивам из белорусских вузов, с премьер-министром Польши Казимежем Марцинкевичем и ректорами ведущих польских вузов. Польша намерена предоставить не менее 300 мест в своих вузах для белорусских граждан. А бывшего посла Польши в Белоруссии Мариуша Машкевича, который вчера из спецприемника-распределителя доставлен в Клиническую больницу номер 1 Минска с подозрением на инфаркт, сегодня перевели в реанимацию. В свою очередь, спустя 5 дней после разгона шествия, удалось найти сильно избитого спецназом мужчину, о котором говорили, что он мог погибнуть в стычке с милицией. Им оказался житель Витебского района Владимир Шаденко. Сейчас он находится дома, а завтра собирается снимать многочисленные швы.



Владимир Шаденко: Я как раз был не в центре шествия, а по краю. Сбоку ко мне подскочил и сзади ко мне и мне по голове и стукнул. И я сел на землю. Было бы это на проезжей части - может быть, по-другому все было, а то я же сбоку стоял. Кинулись три со щитами и начали меня лупцевать. Вот тут на руке синяк здоровенный, на ноге.



Игорь Карней: В больнице, куда был доставлен Владимир Шаденко, никаких записей в журнале учета не осталось.



Данила Гальперович: Тем временем бывший кандидат в президенты от белорусской оппозиции Александр Милинкевич находится в Польше, и его там принимают тепло, так же как в январе, когда Милинкевич во время визита в Польшу выступил в национальном парламенте. Корреспондент Радио Свобода в Польше Алексей Дзиковицкий рассказывает, что на этот раз лидер белорусской оппозиции договаривался в Варшаве об образовании для студентов из Белоруссии.



Алексей Дзиковицкий: Сегодня белорусского оппозиционера снова встретили в Сейме тепло.



Марек Юрек: Десятки, сотни активистов команды Александра Милинкевича провели огромную работу. Мы, однако, понимаем, что те перемены в белорусском обществе, которые наступили в последнее время, не были бы возможны без выдающегося лидерства Александра Милинкевича. Мы высказываем вам наше признание и рады, что можем снова видеться в Сейме.



Алексей Дзиковицкий: Заявил, встречая Милинкевич, спикер Сейма Марек Юрек. Сам Александр Милинкевич говорит, что самое важное на данный момент - это помочь репрессированным, особенно тем из них, кого исключили из вузов за участие в президентской кампании и акциях протеста против фальсификации результатов голосования.



Александр Милинкевич: Сегодня мы говорим прежде всего о поддержке репрессированных. Надо также сделать все для поддержки негосударственных организаций, независимых профсоюзов, той независимой прессы, которая еще осталась. И помочь студентам прежде всего, не оставить их. Сейчас в Белоруссии переломное время.



Алексей Дзиковицкий: Между тем польское правительство заявило о создании фонда поддержки репрессированных белорусских студентов, в рамках которого будут выделены средства на обучение и содержание по крайней мере 300 человек. Ректор Политехнической академии и одновременно председатель Конфедерации ректоров академических вузов Польши Тадеуш Лютый говорит, что призыв помочь белорусским студентам направлен ко всем польским вузам.



Тадеуш Лютый: Мы обращаемся ко всем вузам нашей страны, чтобы они шире открыли свои двери для студентов из Белоруссии.



Алексей Дзиковицкий: В польских вузах уже бесплатно учатся несколько сотен студентов из Белоруссии, в том числе и из закрытого властями Европейского гуманитарного университета.



Данила Гальперович: Реакция же официальной Москвы радикально отличалась от реакции поляков. В России демонстрации белорусской оппозиции назвали попыткой начала "цветной" революции, а российские дипломаты не спешили помогать задержанным в Минске россиянам. Рассказывает журналист Павел Шеремет, который отсидел несколько дней в минском милицейском спецприемнике.



Павел Шеремет: Российские граждане на территории Белоруссии были самыми беззащитными. И по отношению к россиянам часто применялись такие меры специального воздействия для того, чтобы другим было неповадно. По крайней мере такое впечатление возникло у меня из наблюдений за этими арестами, за результатами судебных разбирательств, за тем, как вели себя правохранительные органы по отношению к участникам акции оппозиции. Я находился в камере с двумя российскими гражданами - Олегом Козловским и Эдуардом Глезиным. В понедельник они все получили по 15 суток. В этой же камере содержался бывший польский посол Мариуш Машкевич. Там же был и украинский гражданин. И к украинцам, и к поляку приезжали их консулы, привозили еду, вещи даже теплые. К сожалению, к россиянам до понедельника консул не приезжал. Он приезжал в пятницу вообще в изолятор, как бы в целом узнал ситуацию, но вел себя достаточно прохладно и уехал. Но статус российского посольства на территории Белоруссии, он такой, получается, тоже двусмысленный. Это не посольство в иностранном государстве, а это какое-то как бы представительство Министерства иностранных дел.



Данила Гальперович: Таким образом, по мнению Павла Шеремета, российские власти совсем не заинтересованы в том, чтобы режим Лукашенко почувствовал себя в изоляции, да и ссориться с Минском по поводу своих соотечественников не намерены.