Музыкальная «Нью-йоркская ночь» пройдет в Москве

Выступлением Джеффри Ориема открылся первый день фестиваля

29 марта в рамках театрального фестиваля «Золотая маска» в театральном центре «На Страстном» открылся музыкальный фестиваль. В его программе — все жанры: от рок-авангарда до этники. Собрана она двумя людьми — директором театра «Практика» Эдуардом Бояковым и Александром Чепарухиным, главой продюсерской компании «Greenwave», поставляющей на мировые сцены все лучшее в современной этно-музыке России. Этот фестиваль — единственный в своем роде в стране. Концерты, которые пройдут в клубе «Дом» больше ориентированы на радикальный музыкальный авангард и не слишком многочисленную аудиторию. Эдуарду Бояков категорически не хочет работать с музыкальным академическим авангардом: «Я хочу делать музыку для людей. Не просто для масс, а для другого нашего состояния. Мы же все любим красивые мелодии, народные песни. Наша душа настроена на это. Получается, что есть какая угодно национальная музыка, только русской нет».


Мало того, что организаторы хотят восстановить порвавшуюся связь русского фольклора с современным музицированием, они еще и рассчитывают помочь отдельным исполнителям, например, Джеффри Ориему. Знаменитость из Уганды дает очень мощные живые концерты, но хуже воспринимается в записи. Александр Чепарухин надеялся исправить это положение, объединив его в совместном концерте с российскими музыкантами, и, судя по выступлению Джеффри Ориема в первый день фестиваля, ему это удалось.


1 апреля на сцену выйдет группа Farlanders, представляющая русский фольклор в современных обработках. Появилась она, когда из группы «Альянс» ушла Инна Желанная, и Сергей Старостин привлек к работе двух молодых певиц, сестер Краснопевцевых. Александр Чепарухин гворит о новом сотрудничестве: «Произошло что-то невероятное. Мы ездили на крупные фестивали в Чехии и Словакии. Выступали там с такими гигантами рок сцены, как "Garbage", "Prodigy", и это сразу сработало. Может быть ушла глубина палитры направлений, которую обеспечивала Желанная, которая могла очень глубокие, тоскливые песни петь, сочиняла какие-то мистические, психоделические песни. Вот этого, может быть, не будет. Зато появился невероятный позитивный драйв, и очень мощное исполнение фольклорных песен, которого как раз у Желанной не было. Вот таких веселых, плясовых песен в два-три голоса — две девчонки и Старостин. Так что этот проект будет жить, я надеюсь. Я думаю, что на западе он будет очень востребован, потому что он стал более позитивным, более плясовым. Мне говорили разные люди, что они очень любят Старостина, что он очень хороший человек и мощный певец (он даже номинировался на премию World Music BBC), но очень тоскливо он поет, надо бы что-то повеселее. Вот кубинцы, когда начинают играть, сразу хочется девчонок тискать и танцевать. Поэтому это так популярно. Старостин, при всем уважении, популярным никогда не будет. А вот группа Farlanders, в сегодняшнем составе, может быть откровенно популярной».


Далее в программе фестиваля пройдет так называемая «Нью-йоркская ночь». Александр Чепарухин объясняет: «Нью-йоркская музыка у нас представлена, как правило, либо очень популярными людьми, либо авангардными. Я попытался представить палитру нью-йоркской музыки, то есть ежедневной музыки, которой живет Нью-Йорк, которой насыщены нью-йоркские клубы и музыки, которая есть квинтэссенция Нью-Йорка по настроению, по темам. Нина Настась, на сегодняшний день, моя любимая певица. Знакомство с ней произошло при интересных обстоятельствах. Она, как и многие, как сотни других западных людей, большая поклонница тувинской музыки. Но она пригласила группу "Кункурту" вовсе не для того, чтобы "горлом играться". Что потом я очень оценил. Многие подтягивают горловое пение до экзотического эффекта, и это уже начинает надоедать. Первыми это сделали "Мейсифатак" в 1990-е годы, потом больше и больше. А она попросила их играть на игилах, на тувинских виолончелях с конским волосом. Это очень красиво. Я сначала не понял, что это за певица. Я послушал ее диски, и они мне показались тоскливыми и довольно занудными. Но уже первая репетиция меня сразила. Я очень ее полюбил, потому что она поет глубокие песни, эмоциональные и необычные для человека, который поет с акустическим составом инструментов. У нее иногда появляется аккордеон, иногда скрипка, очень хороший барабанщик из австралийской группы Dirty tree. Можно предположить, что это будет совсем камерный и акустический проект, а с другой стороны, там вдруг возникает мощь группы Nirvana. Я это почувствовал и тут же прочел в английской прессе, что она и есть Курт Кобейн женского пола».


Помимо Нины Настасьи, атмосферу «Нью-йоркской ночи» будут создавать Gods and Monsters (с гитаристом Гарри Лукасом) и Hazmat Modine, играющие смесь блюза и европейской музыки. 15 апреля фестиваль закроет англо-пакистанская группа Fun-Da-Mental — фаворит Эдуарда Боякова. «Эта группа, — считает Эдуард, — первая объединила мусульманский мелодический рисунок, мусульманскую мелодическую культуру и вокальную культуру с европейской электронной клубной. Вокал, который звучит, очень похож на Нусрат Фатех Али Хана (Nusrat Fateh Ali Khan). Но это только вокал. Это совсем традиционная певческая техника, которая называется квали (qwali), и которая связана со специфическими мусульманскими практиками, в результате которых певцы должны достигать экстатического трансового состояния. Учитывая, что в мусульманском искусстве нельзя рисовать никого, нельзя вообще ничего, но петь можно, Fun-Da-Mental сумели объединить необъединимое».


Напомню, что музыкальный фестиваль начался день в день с театральным. «Золотая маска» продлится до 17 апреля и завершится торжественной церемонией награждения лауреатов. В ее афише 35 оперных, балетных, кукольных и драматических спектаклей из 12 городов страны. Пока мне не о чем рассказывать, потому что фестиваль открывается московскими спектаклями, о которых мы уже говорили, а за ними последуют постановки Омских театров — горьковские «Чудаки» в режиссуре Анатолия Праудина, «Фрекен Жюли» и «Вишневый сад» Евгения Марчелли.