Если Олег Табаков часто цитирует Станиславского, то руководитель Малого театра Юрий Соломин ссылается на Островского: «Первый фестиваль, который был в 1993 году сделан и существует трудно сегодня, это фестиваль Островского. Мысль Александра Николаевича Островского — "без провинции у вас ничего получится" — она в нас как-то вселила силы, и вот седьмой фестиваль. Фестиваль назван "Островский в Доме Островского". И Островский говорил, что театр — это дом, который и охраняет те традиции, которые у нас еще остались. Почему-то мы стали все показывать: а там, а там... Да чего там?! Там, между прочим, когда приезжаешь, говорят: ой, нам так хочется посмотреть вот ваше национальное. Если мы начнем экспортировать пельмени в Африку, то они вымрут через некоторое время, потому что у них будет заворот кишок, потому что там очень жарко. Точно также если в Сибири кормить нас одними бананами, то мы тоже загнемся, потому что без картошки обойтись невозможно».
Трудно поверить, что «Таланты и поклонники» Красноярского театра в режиссуре Олега Рыбкина будут так же традиционны, как пельмени, но сокровище Малого театра, народная актриса Людмила Полякова объясняет, как следует понимать слово «традиция»: «Нужно быть современным, живым. Например, мы смотрим прекрасного артиста Н. и артиста прекрасного С., они говорят один и тот же текст, но этот вас волнует, этот — вы остаетесь равнодушным. Один современен по ритму сегодняшней жизни по отдаче, по восприятию, здесь все это в совокупности. Я считаю, что это традиции, потому что, ну, Малый театр обвинить в том, что мы не следуем традициям, по-моему, нельзя».
На самом деле, в лучших спектаклях Малого театра, в игре его корифеев традиции совершенно органично сочетаются с новаторством.