Тарик Рамадан, один из ведущих специалистов по исламу в Европе, выступил 29 марта с предупреждением, что Европейскому Союзу следует прийти к какому-то соглашению со своими мусульманскими гражданами. В противном случае Европе, по его словам, грозит «конфликт внутри цивилизации».
Выступая на двухдневной конференции в Брюсселе, посвященной будущему ислама в Европе, Тарик Рамадан заявил, что Европе грозит беда, если она не научится видеть в своих мусульманах равных и соответственно с ними обращаться.
Одним из главных событий брюссельской конференции стала дискуссия между Рамаданом и лидером «зеленых» в Европейском парламенте Даниэлем Кон-Бендитом. Выступая перед журналистами до начала дебатов, Рамадан высказал мнение, что ключевым событием для европейских мусульман стала не вспышка исламского террора, а недавний скандал, вызванный карикатурами на пророка Мухаммеда.
«В конечном счете, если не знаешь, как поступить в подобном случае, это может иметь куда более печальные последствия, чем 11 сентября», - сказал он. – «Почему? Потому что то, что произошло в США, было достаточно ясно. Это экстремисты, люди, неприемлемые для подавляющего большинства мусульман, маргиналы из маргиналов – Усама бин Ладен и прочие. Даже те, что [совершили теракты] 7 июля в Лондоне – эти были маргиналы даже в собственной общине. Они встречались не в мечетях. Они встречались в гимнастических залах и подобных местах, за пределами жизни мусульманской общины».
Общие ценности?
По слова Рамадана, публикация карикатур свидетельствует о фундаментальной проблеме с ценностями, которые должны разделять все европейцы.
Он настаивает на том, что от 15 до 20 миллионов мусульман, живущих, по оценкам, в Европе, - это не «мусульмане в Европе», а «европейские мусульмане». Они в первую очередь – граждане Европы, и лишь потом – мусульмане, и именно так должны их видеть другие европейцы.
По мысли Рамадана, идентифицируя мусульман в первую очередь по вере, европейские страны рискуют получить «конфликт внутри цивилизации». Он считает, что экстремисты внутри мусульманской общины и европейские крайне правые используют историю с карикатурами для «поляризации».
«Гражданский здравый смысл»
Пользуясь карикатурами как примером, Рамадан утверждает, что Европа не применяет в отношении своих граждан-мусульман то, в чем она не отказывает своим традиционным меньшинствам, таким как евреи: он называет это «гражданский здравый смысл».
«Когда мы живем вместе, у нас есть нечто общее и ясное», - говорит Рамадан. – «Это гражданский здравый смысл. Вы не станете – и этого нельзя делать на нашем континенте – высмеивать страдания евреев… Это не противозаконно – это глупо. Это неблагородно. И по-моему, надо понять, откуда это исходит. От законов? Нет. Это исходит из гражданского здравого смысла. Этого не следует делать, потому что мы вместе живем».
Взглядам Рамадана противостояли взгляды Кон-Бендита, особенно в ходе двухчасовых дебатов. Его политическая родословная – на крайне левом фланге, и он отверг стремление любой религии влиять на общественную жизнь в Европе.
Кон-Бендит заклеймил ограничения, нередко налагаемые исламом на своих приверженцев в их жизненном выборе, особенно в том, что касается брака.
Можно ли реформировать ислам?
Кон-Бендит выразил разочарование по поводу тенденции фундаменталистского ислама подрывать все попытки реформы в мусульманском мире за пределами Европы.
Он отметил Турцию как единственную демократическую мусульманскую страну и кандидата в Европейский Союз, которая, тем не менее, до сих пор не осуществила необходимых перемен.
Возвращаясь к внутриевропейской ситуации, Рамадан заявил, что для полной интеграции европейских мусульман потребуется больше времени, чем два или три поколения, миновавшие с начала их массового притока в Европу.
По словам Рамадана, Европа и европейские мусульмане могут «либо вместе победить, либо вместе потерпеть поражение». Он заявил, что «идеология страха», распространяемая европейскими правыми кругами, может превратиться в пророчество, которое само себя реализует.