С 2007 года Белоруссия будет платить за российский газ по европейским ценам. Такое заявление сделал накануне глава правления «Газпрома» Алексей Миллер. Свои предложения по расценкам белорусская сторона должна представить до 30 апреля. По мнению экспертов, повышение цен на газ может свидетельствовать об охлаждении отношений между Москвой и Минском.
Еще до президентских выборов в Белоруссии эксперты предрекали скорый переход предприятия «Белтрансгаза» под полный контроль «Газпрома». Предполагалось, что окончательный договор о создании совместного предприятия будет подписан, как только станут известны итоги голосования.
В этом году Белоруссия получает российский газ на условиях прошлого года - по 46,68 доллара за тысячу кубометров. Однако уже со следующего года республика должна получать газ уже по ценам европейского уровня. По крайней мере, такой позиции придерживается «Газпром», и ее накануне озвучил Алексей Миллер на встрече с белорусскими коллегами. Европейский уровень - это, в лучшем случае, втрое дороже, чем сегодня. А это, как утверждает экономист Леонид Злотников, чревато для многих белорусских предприятий-гигантов почти банкротством.
«Куда нам деваться? Придется покупать газ по любым ценам. Но какое-то количество предприятий однозначно перейдет в разряд убыточных, - говорит Константин Злотников. - К примеру, в области производства цемента до 40% составляет себестоимость топлива. И если так резко увеличить цену хотя бы вдвое, то однозначно эти предприятия станут убыточными и совершенно невыгодно станет экспортировать эту продукцию».
Впрочем, Александр Лукашенко, предвидя в перспективе подобную развязку, некоторое время назад заявил, что его повышение цен на газ не пугает. По словам Лукашенко, Белоруссия, приобретая газ по внутрироссийским ценам, имеет выгоду в 180 миллионов долларов, и именно эту сумму необходимо будет изыскать при повышении тарифов.
Экономист Татьяна Манёнок считает, что вряд ли увеличение тарифов на природный газ для Белоруссии будет сильным. По мнению эксперта, российская сторона по-прежнему заинтересована в приватизации ряда стратегических белорусских предприятий. Руководство Белоруссии, в свою очередь, не спешит расставаться с контрольным пакетом акций, что создает определенный паритет интересов.
Однако некоторые аналитики уверены, что и дальше оттягивать выполнение обещаний белорусскому руководству долго не удастся. Как считают эксперты, вопрос о переходе «Белтрансгаза» под контроль «Газпрома» поставлен жестко, и времени белорусской стороне на раздумья отпущено немного.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что Россия заявляет о намерении повысить цены на газ для Белоруссии, чтобы ее перестали упрекать в политическом давлении на Украину и Грузию - для этих стран цены на газ были повышены несколько месяцев назад.
«Этот шаг вызван, во-первых, неблагоприятными последствиями тех мер, которые были осуществлены в конце прошлого и в начале этого года по отношению к Украине. У всех, в особенности у европейских потребителей, есть ощущение, что Россия готова применять это “энергетическое оружие” в политических целях. Одним она будет повышать цены, как Украине, другим - не будет. Потом она будет останавливать поставки. Это как бы создает обстановку неуверенности для потребителей газа в Европе. Повышение цен давлением на Белоруссию это назвать нельзя. Давление было оказано на Украину. Давление будет оказано или оказывается на Грузию, Молдавию, которые придерживаются недружественной политики в отношении России. По крайней мере, так думают наши власти.
Что касается Белоруссии, то, я думаю, у них другие мотивы, в том числе снять подозрение в отношении политического подхода и как бы универсальности позиции продажи газа по европейским ценам. Во-вторых, это только начало переговоров. Мы не знаем, в конце концов, какая компромиссная цена будет установлена. Но очевидно, что Белоруссия в значительной степени держится на преимуществах транзита нашего экспорта на Запад, в том числе нефти, нефтепродуктов и газа. Она имеет от этого выгоды, которые позволяют демонстрировать успешность политики президента Лукашенко, тогда как на самом деле это вовсе не его заслуга», - считает Евгений Ясин.
Повышение расценок на газ для Белоруссии говорит о некотором охлаждении в отношении между странами, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Реальные отношения Москвы и Минска, если отвлечься идеологической оболочки, не идиллические. Белоруссия занимает весьма жесткую позицию по всем вопросам, которые могут затронуть реальные экономический, а, тем более, политический суверенитет. «Газпрому», как и вообще российскому бизнесу в Белоруссии, по сути, пока не удалось добиться ничего из того, что они хотели. В частности, сейчас речь идет о собственности на трубопроводы, которые проходят через территорию Белоруссии. Судя по всему, оказав очевидную политическую поддержку перед выборами режиму Лукашенко, теперь Москва хотела бы получить за это некую плату, и выдвигает свои предложения об их реализации.
Я думаю, что позиция «Газпрома» сейчас, что называется, заявочная. Белоруссия имеет определенные возможности ответить, это будет процесс довольно серьезного торга. Потому что у России есть как минимум военные интересы на белорусской территории. Лукашенко неоднократно говорил о том, что та система оповещения, система ПВО, которая размещена на белорусской территории, тоже стоит денег. Белоруссия, как союзник, подходит очень лояльно к этому. У меня такое ощущение, что в реальности Москва, хоть и поддержала Лукашенко, но уже начинает, по крайней мере, раздумывать о возможных поисках альтернативы. Поскольку существует общепринятое ощущение, что, несмотря на оглушительный успех на выборах, в этот раз победа далась Александру Григорьевичу довольно тяжело. Это не конец истории, а скорее ее начало», - сказал Федор Лукьянов.