Мужчина и женщина. Особенности коммуникации: невербальное и речевое поведение мужчин и женщин

Тамара Ляленкова: Жить в современном мире стало сложнее и теснее не только потому, что народу прибавилось. Произошли и иные, не менее глобальные изменения. Выравниваются социальные роли мужчины и женщины, а это значит, что женщина для мужчины становится, в лучшем случае, партнером, а в худшем – соперником. Договориться им в такой ситуации достаточно трудно, по той простой причине, что действующие стереотипы общения подразумевают совсем иное распределение ролей.


Об особенностях невербальной коммуникации мужчин и женщин рассказывает доктор филологических наук Григорий Крейдлин.



Григорий Крейдлин: Надо отличать физиологические чисто движения от жестов. Жесты – это такие знаки, которые надо учить, как слова, чтобы понять и разбираться в этой культуре. Неслучайно компания «British Airways» говорит: «Будь осторожен в своих жестах, иначе попадешь в неприятную и двусмысленную ситуацию». А женщине в этом смысле надо особенно вести себя: у нее неэтикетное поведение часто ассоциируется с неприличным поведением. Мужчине больше в этом смысле дано свободы в обществе, я имею в виду, в западноевропейском и в нашем.


Как меняется поведение мигрантов в другой стране? Это мне рассказывали русские, которых я называю финскими. Они не только хотели сохранить в чистоте язык, но они хотели сохранить и жестовое свое поведение, а это оказалось чрезвычайно трудно. Финны очень интересно переходят улицу. У нас мужчина старается женщину поддерживать и помогать при переходе, например, через лужу или через какую-то грязь, а там кто сильнее, тот и ведущий. Возникла такая проблема: с одной стороны, хочется приспособиться к жизни, и надо выучить не только язык, но и новые телесные движения. И это оказалось гораздо сложнее, потому что автоматизм телесного поведения – я сейчас скажу, может быть, крамольную вещь, непроверенную, – выше, чем автоматизм речевого поведения.


Мужчина, когда задумывается, чаще подпирает рукой подбородок, а женщина часто приставляет палец, иногда потирает шею рукой, мужчина этого не делает. Зато у мужчины есть особый мужской жест – что называется, поглаживание бороды, даже если бороды нет. Женщина редко чешет затылок, если она не ведет себя по мужскому стилю поведения. На самом деле, мужчина может в некоторых ситуациях вести себя по женскому стилю поведения, а женщина – например, когда она руководитель – может вести себя по мужскому стилю поведения.


Когда я читал лекции, меня поразило, что одна студентка (я три дня отсутствовал), что называется, применила жест «хак», то есть это быстрое такое объятие верхней части корпуса. Это быстро надо сделать, невозможно задержать руки, потому что это объятие превращается в нечто более интимное.


Мужчины более нейтральны к прикосновениям, даже любят, чтобы женщины их касались. А женщина не всякому мужчине позволит себя касаться и не всякой части тела. В некоторых культурах категорически запрещается прикосновение к голове, причем к женской голове еще более строже, чем к мужской. И вообще, существует очень много чисто женских жестов. Например, во многих странах есть такой жест, когда мужчина протягивает ноги, а женщина снимает ему обувь – сандалии, например. На Востоке это означает благоговение и признание подчиненного положения перед мужем. То есть, они носят такие символические значения, которые культурно закреплены в данном регионе.


Кто кого касается – это чрезвычайно важно. Здесь и проблема наказания. Можно ли, например, шлепать девочек? Поскольку они тяготеют к маме в большей степени, если мама их шлепнет, даже в шутку, то это воспримется положительно или нормально девочкой. А мальчик будет уже недоволен, что мама его шлепает.


Очень много жестов указательных – общие, кстати, жесты – тоже считаются неприличными, особенно если близко расположен человек. Но что делают девочки больше, чем мальчики? Они показывают мизинчиком, считая, что это уже приличнее становится. И это правда. Одно дело: «Посмотри на картину», а другое дело: «Смотри-и-и (мы даже пишем «и» долгое)». И вот это «смотри-и-и», а особенно «смотри у меня» очень часто покачиванием пальца сопровождается, а более сильно – кулаком. Но женщины кулаком реже пользуются, чем мужчины. Но зато они интенсивнее качают пальцем, чем мужчины. Мужчине кажется, что если он свой большой мужской палец несколько раз повел, то уже строгость. А женщина может качать несколько раз. Я наблюдал разных учительниц в школе.


Что мы слышим, когда хотим услышать? Мы умеем фильтровать одни звуки от других. Я давал разным школьникам послушать разговор трех взрослых людей, причем все говорили специально разом, как бы не слушая друг друга. Интересно, что у мужчин такие гендерные стереотипы: даже мальчики 15 лет больше обращают внимание на понятийные аспекты ситуации, а девушки – на эмоциональные. Вот, пишут они, возник спор, возникла ругань, кто-то начал руками размахивать – вот это девочки замечают тоньше. Мужчины и женщины слышат разные вещи, потому что женщине свойственно (это тоже коммуникативный стереотип) сохранять теплоту общения, сглаживать что-то. Это проявляется, кстати, и в таких жестах, которые называются иллюстративными, которые обостряют что-то в речи. Мужчина делает рубленое движение рукой, как будто он рубит что-то, и фразы тоже получаются рубленые: «Таким… образом… мы… говорим…» А женщина склонна к альтернативе, у нее такое плавное отведение руки в сторону, то есть она всегда ищет возможность компромисса.


Тоны тоже бывают разные, тональность. Женщины в этом плане умиротворяюще действуют. Даже если женщина закипает, ее потом трудно унять, но если мужчина закипает, женщина может это легче сделать, снизив общий тон разговора, сведя его к равной частоте и равной амплитуде.



Тамара Ляленкова: Возможно, именно эти умиротворяющие интонации и мешают завязаться равноправному диалогу.


О разнице речевого поведения мужчин и женщин рассказывает лингвист Елена Левкиевская.



Елена Левкиевская: Язык является лишь одним из аспектов, с помощью которых человек выражает свою половую принадлежность в этом мире. Женщина в большей степени сопровождает свои требования различными формами вежливости и так называемыми формальными ограничителями. Она перебивает свои фразы вводными словами, типа «не правда ли», «не так ли», «наверное», то есть она все время стремится к балансу сил, к равновесию. Все это связано с тем, что для женщины является сверхзадачей некая кооперация в общении. Это касается того, что обычно называется женской болтовней. На самом деле подобного рода разговоры как бы ни о чем являются одной из очень важных форм социализации через сопереживание общих проблем. Тогда как для мужчины главная цель разговора - информативная, ему важно, что и о чем говорится, а не то, как говорится, то есть для него важна практическая цель беседы.


Для мужчины в разговоре сверхзадачей прежде всего является утверждение собственных лидирующих позиций и состязание в установлении лидирующих статусных ролей. Исследования показывают, что мужчины, когда они говорят друг с другом, очень редко перебивают друг друга во время диалога. Но в то же время, когда они говорят с женщинами, то количество перебивания резко возрастает и становится общей тенденцией в разговоре.



Тамара Ляленкова: Так называемая интеллигентность, как правило, подразумевает именно мягкость и сдержанность – именно женские качества коммуникации. То есть когда мужчина начинает так разговаривать, значит, он невольно…



Елена Левкиевская: … ставит себя в слабую позицию. Это действительно так. Соответственно, мужчина может проявлять в своем разговоре женский тип общения, и совершенно понятно, что женщина может вести себя как мужчина. Но, конечно, то, что мы говорим об интеллигентности, связано с представлением об определенном типе личности и лежит где-то в области скорее социопсихологии, чем лингвистики. Потому что агрессия связана прежде всего с таким чисто биологическим фактором, который проявляется у всех животных в том числе, как поведение человека в период неуверенности в себе. И лишь по мере возрастания, формирования определенного типа человеческой личности, духовно и интеллектуально развитой и ощущающей собственную реализованность, и возникает тот тип интеллигентного поведения, при котором человек не считает для себя ущербным и унизительным поставить своего собеседника на равную с собой ступень. И конечно, стиль речевого поведения женщины исходил не из уверенности женщины в себе, а, наоборот, она просто не могла себе позволить вступить в открытый конфликт с мужчиной, и была вынуждена вырабатывать определенные стратегии речевого поведения для того, чтобы добиться своих целей в жизни, избегая вот этого самого конфликта.


Когда мужчины говорят с мужчинами, они, как правило, очень редко сомневаются в компетентности друг друга. Тогда же, когда женщина решается в присутствии мужчины проявлять свою компетентность, мужчина воспринимает это как вызов, как агрессию со стороны женщины, и стремится ее подавить. Поэтому женщины стремятся выглядеть в большей степени дурами, если так можно выразиться, в присутствии мужчин, чем они есть на самом деле. Здесь возникает такая вещь, которую гендерные лингвисты называют двойной ловушкой: «куда ни кинь, всюду клин» это называется. Потому что если женщина будет вести себя в соответствии со стандартными, стереотипными нормам женского речевого поведения, то она, скорее всего не будет услышанной. Но парадокс заключается в том, что если женщина начинает вести себя по мужскому речевому типу, захватывать инициативу в разговоре, то ее поведение будет отторгнуто обществом, она тем самым порвет свои социальные и психологические связи с окружающим миром.


Если мы с вами посмотрим на ряд сериалов, которые сейчас идут по телевидению, то мы увидим, что большинство из них, в которых говорится о профессиональных контактах мужчин и женщин, построены, как правило, на конфликте и антагонизме в этих отношениях. Потому что женщина чаще всего выступает как уверенная в себе хищница, то есть это стиль женщины-стервы, если так можно выразиться. И только будучи стервой, она может надеяться на то, что она хоть что-то урвет в этой жизни. Но получить это каким-то гармоничным способом, не ломая через колено собственную женскую природу и не подавляя других, она не может.