«России угрожает скорее не фашизм, а усиление авторитаризма»

Представители еврейских общин России протестуют против развития профашистских и националистических тенденций в обществе

Федерация еврейских общих России выразила обеспокоенность в связи с развитием профашистских и националистических тенденций в российском обществе. Протест вызвал в частности так называемый «список врагов русского народа», обнародованный депутатом Государственной Думы от фракции ЛДПР Николаем Курьяновичем. Список Курьяновича стал ответом на другой список - список сотни неофашистов России, составленный близким к Кремлю политтехнологом Маратом Гельманом. Об этих списках и росте национализма в России ведущий Радио Свобода Андрей Шарый беседовал с политологом Михаилом Габовичем, экспертом в области общественной реакции на радикальные политические проявления.


Андрей Шарый: Что происходит, собственно говоря? Это всплеск российских неонацистских настроений, всплеск разговоров об этом явлении либо это какой-то новый перелом в российском общественном сознании?


Михаил Габович: «Нет, я думаю, что это всплеск, в первую очередь, разговоров об этом явлении, причем явно с государственной подачей. К большому сожалению, сами эти явления продолжаются уже не первый год и убийства на расистской почве тоже уже не первый год происходят. В частности, появление списка так называемых неофашистов Марата Гельмана, я думаю, - это часть некоей все-таки государственной кампании. Если это приведет к тому, что действительно возникнет какая-то волна уже общественного недоумения или противодействия, это, конечно, будет очень хорошо, но, к сожалению, я в этом сильно сомневаюсь.


Тут есть очень много разных факторов. В первую очередь, конечно, факторы социальные: нищета, то, что российская власть не решает реальные проблемы, которые стоят перед гражданами, и вместо этого люди начинают искать каких-то виновных. Этими виновными становятся мигранты так называемые, кавказцы, южане, евреи и так далее. Конечно, это пресловутая слабость гражданского общества в России и, к сожалению, отсутствие сильных, мощных общественных организаций, которые могли бы этому противодействовать».


Андрей Шарый: Вам не кажется, что российское общество становится все более управляемым, поскольку средства массовой информации основные контролируются Кремлем, таким образом вбросить ту или иную идею, тот или иной список по воле или по вкусу тех или иных политических технологов сейчас не представляет никакой сложности.


Михаил Габович: «Я думаю, что управляемым становится скорее не общество, а публичная сфера. Действительно, сфера СМИ очень странная, такая почти монополизированная и, к сожалению, как мне кажется, в ней отсутствуют или очень слабые некие базовые этические принципы журналистики, там, проверка информации и так далее. Поэтому здесь действительно очень легко манипулировать.


Что касается общества в целом, то время покажет. Да, конечно, есть элементы управляемой демократии, но, насколько нынешней власти действительно удастся добиться каких-то конкретных, поставленных ею целей, это большой вопрос».


Андрей Шарый: Я хочу закончить нашу беседу максимой, которая была произнесена членами Общественной палаты, которые в конце минувшей неделе создали очередной комитет борьбы с фашизмом. Они сказали так: «России угрожает фашизм». Вы с этим согласны?


Михаил Габович: «Нет, я с этим не согласен. Я думаю, что России очень многое угрожает. Я думаю, что крайний национализм, экстремизм, а в некоторых случаях и фашизм угрожает очень многим людям, но России, как политической системе, России, как стране, угрожает в данный момент, скорее, не фашизм, а усиление, укрепление авторитаризма».