Защищать права человека в России теперь будет РПЦ

Патриарх Алексий II на десятом Всемирном Русском православном соборе

В Москве завершил работу юбилейный – десятый – Всемирный Русский народный собор. Одним из главных документов, принятых собором, стала Декларация о правах и достоинстве человека. Проект этой декларации вызвал бурные споры среди наблюдателей.


Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал ее «эпохальным историческим и философским документом» и заявил: «Я думаю, исторический успех собора в том, что он проблематику прав человека и человеческого достоинства смог выразить в категориях, приемлемых для абсолютного большинства наших людей. А это значит, что тема прав человека и человеческого достоинства перестанет в сознании нашего народа восприниматься как некий политический жупел, как некое политическое оружие. И может быть, открыв вот эту перспективу, мы действительно вступаем в новую эпоху построения правового общества и государства, в котором будет уважаться человеческое достоинство».


Решение о выработке Декларации приняли на предыдущем, девятом Соборе. Инициатор – руководство Русской православной церкви, по мнению которого Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году, не совсем подходит православным россиянам. Во-первых, потому что навязывает «западное понимание демократических ценностей». Во-вторых, она «пропагандирует индивидуализм», который – по мнению РПЦ – ведет к демографическому спаду и безнравственному поведению. Не устраивает Русскую православную церковь и тезис, согласно которому права человека превалируют над интересами государства и общества. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл поясняет - принятие своей Декларации обусловлено историей страны: «Есть признание ценностей прав человека и на западе, и в России. Но Россия, исходя из своего исторического опыта, делает акцент, который на западе пока еще не делают, - это акцент на нравственную составляющую. Если права человека будут гармонично соединены с идеей нравственной ответственности, то тогда у нас будет абсолютно общее понимание этой ценности и на востоке, и на западе, и на севере, и на юге. Я думаю, что сочетание нравственной ответственности с правами дает возможность построения действительно универсальной системы ценностей».


Собор принял Декларацию о правах и достоинстве человека целиком без внесения каких-либо изменений, за нее проголосовало подавляющее большинство собравшихся.


Есть, однако, и возражения. Вот какова точка зрения драматурга Александра Гельмана: «Права человека провозглашены более 50 лет назад, после победы над гитлеровским фашизмом. Они признаны сегодня во всем мире, в том числе и странами, где доминирует православие. Концепция прав человека в сущности выработана, выпестована всей историей человечества. Права человека именно тем и замечательны, что вокруг них объединяются разные национальные сообщества, верующие и атеисты. Почему они нуждаются в такой резкой ревизии, мне лично непонятно. Мне кажется, что умаление, отрицание концепции вряд ли приведет к улучшению нравственной атмосферы в мире и у нас в стране».


На Всемирном Русском народном соборе критиковали правозащитников. Правозащитники ответили тем же. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, подводя итоги, особо отметил, что церковь теперь будет внимательно следить за соблюдением прав человека. Вместе с правозащитниками: «Может быть, кто-то проявляет некое волнение по поводу того, что и церковь входит в то поле, на котором привыкли работать только одни и те же люди и одни и те же организации. У нас получилось так, что правозащитная деятельность действительно была монополизирована людьми, разделяющими совершенно конкретный взгляд на человека, на мир, на общество, на государство. И я думаю, что в каком-то смысле неуспехи этого движения связаны с тем, что широкие массы людей воспринимали эту деятельность как несоответствующую их убеждениям и взглядам. Если эта деятельность в сознании людей связывается с политической оппозицией очень небольших, а иногда даже маргинальных групп, то такая деятельность обречена на неуспех».


Поддержал митрополита Кирилла протоиерей Всеволод Чаплин, который заявил, что ему в будущем не хотелось бы видеть, попыток утвердить радикально-либеральный взгляд на права человека как единственный, безальтернативный и не подлежащий обсуждению.


Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не согласна ни с митрополитом, ни с протоиереем. Вот как она прокомментировала в интервью Радио Свобода работу Всемирного Русского народного собора: «Особенно я не согласна с оценкой правозащитного движения на Западе. Это выступление, обнародование такой попытки создания национальной идеи, особой для России, которую "ищут пожарники, ищет милиция", и никак не могут найти, это попытка создать эту идею на основе особых национальных ценностей и православия».


Вопреки заявлениям митрополита Кирилла об «историческом успехе Собора», священник Апостольской православной церкви Глеб Якунин обратил внимание на то, что этот юбилейный съезд прошел менее представительно, чем предыдущие: «Всемирный Русский собор уже много лет существует, и такое впечатление, что его создавали с надеждой, что это будет нечто мощное. На предыдущем Всемирном соборе, мы видели, даже появлялся глава государства Владимир Путин, а сейчас высшей номенклатурой оскудел этот Всемирный Русский собор, и были люди второго и третьего разряда. Некоторые и представляли очень скудно. Кстати, партию "Единая Россия" там не представляли».


Несколько иного мнения придерживается известный галерист Марат Гельман: «Всемирный Русский собор для православных воцерковленных людей - организация авторитетная. И тем более странно, что один из основных пафосов этого собора была такая отповедь гражданским организациям, то есть отповедь организациям по защите прав человека. Я не думаю, что Православная церковь управляется из Кремля, но очевидно, что Православная церковь впервые заявила о себе как о самостоятельной политической силе».