Юношеская сборная России по футболу вышла в финал чемпионата Европы

Валерий Винокуров: В начале недели произошло событие, которое, с моей точки зрения, незаслуженно осталось в тени. В Шеффилде, в Англии, юношеская сборная России (игроки 1989 года рождения) заняла первое место в своей группе и вышла в финальную часть чемпионата Европы среди семнадцатилетних, который пройдет в 3 по 14 мая в Люксембурге. Успех этот значителен, поскольку за последние пять лет юношеские сборные России в финальные турниры вообще не пробивались. Тренером этой команды является Игорь Колыванов, тренер совсем молодой, можно считать начинающий, а помогал ему, о чем Колыванов сказал сразу, отвечая на первый же вопрос: «Спасибо тренеру команды Вадиму Никонову, который помогал мне и ребятам». Вадим Никонов – тренер более опытный, и вот такое содружество оказалось для семнадцатилетних ребят полезным.



Олег Винокуров: Особенно впечатляет состав группы, в которой сборная России заняла первое место. Там, между прочим, Англия и Италия были.



Валерий Винокуров: Да. Колыванов рассказывает, как проходил турнир. Турнир, к сожалению, не освещался. Все освещается, связанное с российским футболом, кроме того, что действительно важно для будущего. Так вот в первой игре сборная России разгромила команду Болгарии, затем сыграла вничью с командой Италии, а в заключительном матче выиграла у хозяев этого турнира англичан.



Олег Винокуров: Вот так вот! Слушаем теперь звонки. Первым дозвонился нам Николай из Московской области.



Слушатель: Поздравляю вас всех с солнечным днем! Не знаю, как вы, но мне кажется, что пора уже давно пересматривать правила единоборства в футболе. Ведь сплошные костоломы играют.



Валерий Винокуров: Да, Николай, мы согласны, что надо строже судить.



Олег Винокуров: А что собственно пересматривать? Правила и так достаточно суровые и жесткие на этот счет. Другое дело, их надо соблюдать.



Валерий Винокуров: Мы как раз о судействе еще поговорим, опираясь на кое-какие публикации.



Олег Винокуров: Послушаем Наталью Ивановну из Санкт-Петербурга.



Слушатель: Я хотела бы спросить, если человек смотрит исключительно спортивные передачи, слушает постоянно вашу программу, и ничем больше не интересуется, это нормальное явление? Или к психиатру надо обращаться?



Валерий Винокуров: Наталья Ивановна, неужели есть такие люди? Но даже если есть такие люди, я не думаю, что их очень много, не является ли это протестом, может быть, против той лжи, против тех безобразий, с которыми люди сталкиваются в жизни постоянно? Против лжи на телеэкранах, в прессе, имеется в виду, естественно, не свободное телевидение и не свободная пресса. Так вот не является ли протестом то, что человек не хочет, уже устал интересоваться всем остальным, а интересуется спортом как, по сравнению со всем остальным, чистым продуктом. Я-то думаю, что этот человек, вы, конечно, кого-то конкретно имели в виду, наверняка интересуется и чем-то другим. Возможно, например, что классическая литература ему не чужда, потому что в ней лжи не было.



Олег Винокуров: Слушаем Георгия из Санкт-Петербурга.



Слушатель: В воскресенье ночью я смотрел очень странный матч, англичанин, который колотил летом Костю Цзю, стал сейчас чемпионом. Но вот его противник-мулат почему-то совершенно не защищался руками, только пытался уклоняться головой и корпусом, что ему нередко удавалось. Но результат был ужасным, он получил нокаут. Это что, метод новый – совершенно не защищаться руками?



Валерий Винокуров: Когда-то было много таких боксеров-мастеров, которые именно за счет нырков уходили от удара. Я ночью не смотрел этот бой. Может быть, недостаточно у него отработана такая система защиты.



Олег Винокуров: Да, это, видимо, в легких весах больше распространено. Тяжеловесу, конечно, трудно все время уклоняться. Помнишь, мы с тобой в 1996 году, в Англии находясь, смотрели выдающийся бой: Хасим по прозвищу Принц в нем участвовал…



Валерий Винокуров: Чемпион мира.



Олег Винокуров: Он, великий боксер, с кем-то из латиноамериканцев бился. Тот готовился-готовился, махал-махал, этот только уклонялся, потом как дал ему в лоб и уложил. Манера такая есть.



Валерий Винокуров: Вот этот Принц руками совершенно не защищался. Мне казалось, что Олег хотел что-то добавить к моему ответу Наталье Ивановне. Потому что меня как-то зацепило очень ее высказывание насчет психиатрии, если человек только интересуется спортом?



Олег Винокуров: Это очень сложно. Можно всю программу посвятить рассуждениям на этот счет. Мне кажется, что большой плюс спорта заключается в его огромном разнообразии. Ведь можно сказать, что плохо, если человек все время смотрит телевизор и больше ничего не делает. Но с другой стороны, то, что человек смотрит телевизор, о его вкусах ничего не говорит, потому что по телевизору человек может кино любить смотреть, может любить спорт, может следить за политикой, может – за культурой, за экономикой, за всем что угодно. Спорт же – это целый мир.



Валерий Винокуров: Наталья Ивановна, есть такое стандартное, банальное выражение, что спорт – это модель жизни. Хоть это банальная истина, но она все-таки остается истиной. Спорт не существует в отрыве от всего, в нем все сосредоточено: экономические, психологические, социальные, вообще любые проблемы.



Олег Винокуров: Дальше продолжаем слушать Санкт-Петербург. Кирилл Николаевич.



Слушатель: Хочу поздравить всех с более или менее успешным выступлением «Зенита», хотя, конечно, замечаний много. Обратил бы ваше внимание на поведение Радимова, он изменился в лучшую сторону. И в связи с этим хотелось бы Аршавину пожелать наблюдать за своим капитаном и действовать так же – быть более сдержанным. Но, конечно, обижает отсутствие настоящего резерва у «Зенита». В связи с этим нельзя ли какой-нибудь фантастический проект кооперации осуществить, например, с «Локомотивом»: два года мы им игроков лучших, потом они нам. Какая-то кооперация, аренда, чтобы осуществлялась. И на тему «нет пророка в своем отечестве»: все-таки как много хороших игроков из Санкт-Петербурга уволили, а сейчас недавно видел Воробьева, он против «Зенита» играл, прекрасно прорывался. Что он, помешал бы? Я уж не буду другие фамилии перечислять. Вот эта политика непонятна. За что игроков выгоняют, а принимают менее хороших?



Валерий Винокуров: Кирилл Николаевич, что касается «Зенита», то как раз впечатление такое, что по сравнению с очень многими клубами у него с резервами обстоит дело неплохо. Не будем сейчас затрагивать тему легионеров. Конечно, когда много легионеров, куда-то надо молодежь тоже отпустить, чтобы поиграла.



Олег Винокуров: Мне кажется, что тема, поднятая Кириллом Николаевичем, очень важна, тем более, что мы видим массу примеров в зарубежных чемпионатах, наверное, Кирилл Николаевич по аналогии это и предложил. Потому что во всех странах система передачи кого-то в аренду очень развита. Чтобы не сидели в каких-то клубах в третьем составе молодые люди, а чтобы получали практику. Клубы действительно меняются игроками – «Челси», «Милан», «Барселона», «Реал». Другое дело, что никто не будет отдавать своему непосредственному сопернику в чемпионате игрока. Но в команды низших дивизионов или более слабые команды, естественно, отдают. Вот «Челси» Смертина отдавал в «Чарльтон», в «Портсмут».



Валерий Винокуров: Это должна быть инициатива клубов. Наверное, «Зенит» Быстрова вряд ли отдал бы в «Спартак» в аренду – своему главному конкуренту. Но тут, Кирилл Николаевич, еще вмешиваются личные какие-то отношения с партнерами и тренерами. Словом, какой вопрос ни возьми, поднятый нашими слушателями, он сразу выводит за частные рамки.



Олег Винокуров: Мы сейчас послушаем Александра Сергеевича, московского слушателя.



Слушатель: У меня к вам два вопроса. Один касается радикального изменения положения в нашем футболе и хоккее. Мне кажется, к руководству сборных: и хоккейной, и футбольной – нужно привлечь таких людей, как Мальцев и Добровольский. Это гениальные игроки, что говорить. Когда Роберт Кларк рассказывал о суперсерии, то он вспомнил в первую очередь Мальцева. Причем я знаю, что Мальцев все время говорил, что ему даже детские команды не давали тренировать. А Добровольский тренирует какую-то команду третьей группы в Молдавии. Такими людьми, мне кажется, нельзя разбрасываться. Если даже их привлечь не в качестве главных тренеров, а в качестве консультантов, это было бы очень хорошо.



Валерий Винокуров: Александр Сергеевич, единственное, что мне известно о соображениях Добровольского, опубликовано было в газете «Вечерняя Москва». Он возмущался обилием легионеров и сказал, что тренеру сборной России приходить на матч, скажем, «Динамо» - «Спартак» не имеет никакого смысла, потому что там в общей сложности 3-4 игрока, которые могут выступать за сборную России. Мальцев все-таки в хоккейном клубе «Динамо» не на последних ролях. С юношами, насколько мне известно, занимается. Игроки не все становятся хорошими тренерами, даже выдающиеся мастера футбола, не всегда у них могут оказаться тренерские качества. Никакой беды с Мальцевым и Добровольским не случилось. Может быть, Добровольский начнет с команды невысокого ранга, а постепенно приобретет опыт. Он же долго жил в Испании и там в основном работал.



Олег Винокуров: У нас есть звонок от Владимира из Московской области.



Слушатель: Я хочу вернуться к теме про юношескую сборную по футболу. Но сначала у меня реплика. Я случайно с пожилым человеком разговорился по поводу нашего футбола. И вот он сказал: «Легионеров стали закупать, зрелищность футбола повысилась. А вот когда судил итальянский судья матч «Спартак» – ЦСКА, то качество судейства было очень хорошее. И надо судей тоже закупать, чтобы у нас все было нормально в футболе». А к чему я это все говорю? К тому что Газзаев высказал неудовольствие, как провел судья матч, но болельщики видят, что судейство было нормальное. То, что была рука у Акинфеева, это вопрос субъективный, потому что движение в сторону мяча было, прервало полет мяча. А теперь насчет юношеской сборной. Действительно, это успех. А Колыванов –игрок, поигравший в западных клубах. Вот что он сказал в своем интервью: юношеская сборная возрождает наш футбол, но есть одно «но», игрокам не дают места в командах, легионеры их вытесняют. Если они на подходе к хорошей, классной игре, их никто вытеснять не будет. Конкуренция с легионерами как раз поднимает уровень. А когда начинается протекция за счет того, что эти наши, а эти не наши, то никакого уже эффекта не будет.



Валерий Винокуров: Владимир, ведь иначе тоже можно посмотреть: если ты молодого российского игрока включаешь в состав, то материально тебе от этого никакой выгоды, а если ты легионера включаешь, то ты при этом еще и зарабатываешь. Вот, видимо, что Колыванов имел в виду, он же понимает, как идет комплектование.



Слушатель: Вопрос-то как стоит? Значит, надо создать условия, чтобы заинтересованность была и в наших молодых игроках, чтобы их тоже двигали.



Валерий Винокуров: Это правильно. Но если клуб купил за какие-то большие деньги легионера, то получил соответствующий процент за покупку, а потом получил соответствующий процент за продажу. Я даже не говорю про так называемый «откат» и всякие жульнические методы. Даже законным путем человек, приобретающий легионера и продающий легионера, материально выигрывает. А от приглашения юношей не особенно. Вот что Колыванов имел в виду. «Откуда ребята, которые входят в сборную?» - спрашивают Игоря Колыванова. Он говорит: «Есть мальчишки из Тольятти, Краснодара, ну, из Москвы, Питера тоже, конечно». И последний вопрос: «Слышал, у вас нет контракта с российским союзом, и сейчас трудитесь на общественных началах». Он отвечает: «В марте срок его действия действительно закончился. Думаю, в ближайшее время будет продлен». У него, видите, был контракт до марта, до окончания вот этих отборочных игр.



Олег Винокуров: Слушаем Виктора Петровича, москвича.



Слушатель: Я возмущен хамским поведением Газзаева на пресс-конференции после окончания матча «Спартак» – ЦСКА, когда он начал итальянских судей оскорблять, заявив, что они должны судить только вторую группу. И поддержал его Акинфеев, который уже тоже набирается тех же «принципов», что его тренер. Ну, как Газзаев мог видеть этот момент, когда он со спины это все видел. Еще что меня возмущает: там раздались аплодисменты, когда он начал говорить, что наши судьи – гении по сравнению с итальянцами. Ну, это же вообще оскорбление. Эти судьи будут судить чемпионат мира, а он их отправляет во вторую лигу нашу.



Олег Винокуров: Это вообще «красиво»: позвать людей в гости, попросить их об одолжении и потом, когда они тебе сделали работу, их начать оскорблять. Хорошее гостеприимство?!



Слушатель: Знаете, что меня возмущает? Мутко же слышит это, такие вещи хамские. Ну, надо же как-то реагировать. Нельзя же идти вразрез с ФИФА и вразрез вообще с порядочностью, как делает Газзаев. Мутко много занимается пустословием, нужно запретить, чтобы президенты таких клубов, как ЦСКА и «Спартак», были президентами лиги, потому что судьи, которые гении наши, которые хлопали ему, когда он назвал их гениями, чтобы они не держали в уме, что президент этого клуба находится на президентской должности в лиге. Как вы думаете, имеет ли право вообще Гинер занимать такой пост? Получается, что ЦСКА тянут за уши в чемпионское звание.



Валерий Винокуров: Виктор Петрович, что касается Гинера и других президентов, они ведь эту премьер-лигу создали сами. Сами они придумали ее устав, и сами туда вписали, что президентом этой премьер-лиги может быть только кто-то из 16 президентов клубов.



Олег Винокуров: Я не могу сказать, что это выглядит нелепо. Когда какие-то люди объединяются в группу, кто же еще, как не какой-то их представитель, будет ее возглавлять? Например, ассоциация промышленников, и кто должен ее возглавлять? Ну, естественно, кто-то из членов этой ассоциации. Это же так во всех странах. Другое дело, когда мы проецируем ситуацию на российскую почву, зная, с кем мы имеем дело.



Валерий Винокуров: В общем, этот вопрос вообще решить нельзя. А вот то, что Газзаев позволял себе такие высказывания, – это вообще не просто безобразие, это непонимание последствий, это нанесения вреда развитию своего футбола. Ведь этих же людей, которые ему хлопали, как говорит Виктор Петрович, он смешивал с грязью на протяжении всей своей жизни, после каждого матча. Если только судья ему не угодит, тут же судья виноват. Но дело в том, что сам Газзаев – и как личность, и как специалист – не может сравниться ни с одним из приглашенных арбитров. Его количество ошибок за долгую тренерскую жизнь так велико, что даже победа в Кубке УЕФА не все компенсировала. Но интересно, что позиция не случайна, занятая им. Президент Российской ассоциации футбольных арбитров говорит в газете «Советский спорт»: «Наши арбитры судят не хуже итальянских». Как к этому отнестись? Любой болельщик, любой зритель, любой телезритель видел, насколько лучше судят итальянские арбитры. А президент, человек, возглавляющий коллегию футбольных арбитров, этого не видит. Какие же требования он предъявляет к судейству, если не видит, кто судит хорошо и кто судит плохо? Почему я так про Газзаева резко сказал, что он не понимает, к чему это приводит? Когда на международной арене играют российские клубы, российская сборная, все начинают возмущаться удалениями, предупреждениями, наказаниями. Именно потому, что то, что проходит в России безнаказанно, никогда не пройдет безнаказанно в матче международном. И получается, что здесь люди не готовятся к такой игре, к такому судейству строгому, какое существует в мире. И в итоге страдают российские же команды.



Олег Винокуров: А я еще несколько слов добавлю про Акинфеева, потому что меня вообще возмущает, когда молодой человек делает только первые шаги в футболе и вот так себя ведет. То он хамит на футбольном поле, то заявляет после того, как не вышли на чемпионат мира: «Да не буду я этот чемпионат мира вообще смотреть». Не интересно ему, стало быть, ума-разума набираться. Если бы набрался, посмотрел, как другие играют, то хотя бы мог установить, как вратари в такой ситуации выходят из ворот. В каждом матче мы это видим. И если бы Акинфеев интересовался футболом в целом и любил не себя в футболе, а вообще футбол как таковой, то он бы наверняка, наблюдая за классными голкиперами, это дело освоил, и выбежал бы нормально, и чем надо отбил бы мяч, и не было бы никаких к нему вопросов.



Валерий Винокуров: И хотя бы он вспомнил о том, какая история произошла с Сергеем Овчинниковым на чемпионате Европы, когда тот тоже выбежал из штрафной площади и тоже неловко сыграл рукой, и в результате тоже был удален.



Олег Винокуров: Послушаем Артура из Санкт-Петербурга.



Слушатель: По поводу Газаева: его хамоватость, по-моему, очевидна и всем известна. И понятно, что если бы такой же эпизод случился у противоположных ворот, то он бы в конце игры, улыбаясь, сказал, что к судейству у него претензий нет. Такие вещи уже были не раз. И еще такая поговорка мне вспомнилась: каков поп – таков и приход. То есть игроки команды, видя такое поведение своего тренера, ведут себя точно так же, особенно это на молодых очень плохо действует. И я думаю, что результат всего этого в конечном итоге будет не очень хороший для команды ЦСКА, особенно после ее достижений. И еще одно замечание по поводу легионеров. Я вспомнил сейчас скандал во Франции с тренером Курбисом, хорошо известным у нас, который обвинен в откатах в связи с продажей игроков, и ему грозит тюремное заключение достаточно большое. И сразу вспомнился момент времени, когда один достаточно известный тренер наш постоянно в сборной ставил одного и того же игрока, который никак не играл, и все спрашивали, почему же он его ставит. А потом выяснилось, что этого игрока хотели продать в Англию, и ему нужны были матчи в сборной.



Валерий Винокуров: Правильно. Вы правы, просто таких случаев бывает много. Ибо Курбиса поймали и стали судить сейчас справедливо. Но он при этом официально не являлся агентом никаких игроков, он этим занимался (естественно, жульничал), но по крайней мере, хоть без прикрытия. А ведь многие российские тренеры при этом являются агентами игроков некоторых. Поэтому их и называют «жучками» таких тренеров. Они же не лицензированные агенты, а при этом заключен договор: каждый переход, условно говоря, какого-нибудь игрока Габулова или Гогниева (а агентом их является Газзаев) приносит ему процент от перехода этого игрока из одного клуба в другой и так далее. Но некоторые, достаточно многие российские тренеры являются агентами каких-то игроков, при этом попутно занимаясь тренерской деятельностью, так сказать, торгуют игроками.



Олег Винокуров: Почитаем пейджер. Александр из Москвы: «Что касается телевидения, на нем я смотрю исключительно спортивные передачи. И вообще, если брать жизненные сферы, то мои интересы сосредоточены именно в области спорта, как в той области, где торжествует истина, и которую сложнее извратить где бы то ни было».



Валерий Винокуров: Очень хорошо сказано.



Олег Винокуров: Константин говорит: «Все возмущаются утечкой мозгов за рубеж, но утечка рук и ног, покупаемых всякими евроклубами и НХЛ, кажутся в порядке вещей. Не считаете ли вы, что со спортсменами надо заключать контракты еще в подростковом возрасте, когда они никому неизвестны, и лет до 30. Страна тебя обучила – изволь за нее играть, а не рваться на Запад за миллионами». Отъезд игроков за границу при нормальной постановке тоже должен приносить стране пользу, если деньги идут не в карман кому-то.



Валерий Винокуров: И потом насильно нельзя же заключить контракт. Итак с молодыми заключаются контракты, но заключить контракт с 18-летним спортсменом до 30-летнего возраста, на 12 лет?.. Во-первых, он никогда не согласится. И кто же будет рисковать?



Олег Винокуров: Александр об Акинфееве пишет, что «не стал ли он чувствовать себя незаменимым? Потому что в последних играх допустил довольно много приметливых ляпов».