Кто же получит «Большой хрустальный гвоздь»? На этот вопрос в интервью Радио Свобода отвечает председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.
— Александр Александрович, скажите, во-первых, нравится ли вам это название? Во-вторых, как вы сами себе это представляете — кто может стать «Гвоздями сезона»?
— Название можно было бы более политесное брать, более красивое. Как «Софит», «Маска». «Гвоздь сезона» само по себе название аховое, с точки зрения оценки. Но по предыдущему сезону, согласно которому будут вручаться эти премии, мы имеем трудный выбор, за исключением одного, с моей точки зрения. Сразу можно сказать, главный «Гвоздь сезона» получит, конечно, спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Берег утопии». Это выдающийся спектакль, это выдающаяся смелость поставить такую тему, когда это не ко двору; своего рода погружение в историю. Оказывается, можно даже уроки истории месяца два не преподавать, а пойти на «Берег утопии», посмотреть, что к чему в художественной форме, никто там не врет, с исторической точки зрения. Поэтому я советую в
Я совершенно абсолютно убежденный сторонник этого спектакля. Конечно, я не все видела в театре, но во всяком случае из того, что я видела, это было самое необыкновенное. Я бы так сказала.
— Александр Александрович, там есть вот какая проблема, на мой взгляд. Из-за того, что в городе гораздо больше критиков, драматическим театром занимающихся нежели, чем музыкальным театром, я имею в виду сейчас и балет, и оперу, то, естественно, в экспертном совете этой премии тоже очень непропорционально представлены балетные и оперные критики. Из-за этого и голосов всегда бывает меньше. И всегда получается или почти всегда получается, что премии достаются драматическим театрам. Получается, что «Гвоздь сезона» обходит своим вниманием спектакли музыкальных театров. Между тем, они тоже бывают совершенно замечательными.
— Вы очень важную тему затронули, а я даже не задумывался над этим, прошу прощения. Сразу говорю, это ошибка, которую надо исправить. При вас записываю: «музыкальные театры», «критики», «Гвоздь сезона». Я сейчас просто на секунду представил. Поет моя любимая Нетребко. Поставлена «Травиата». Я всю свою актерскую труппу посадил… По плазменному экрану мы смотрели этот спектакль. Я представляю, как бы этот спектакль, не дай бог, был бы пропущен. Нетребко — это, пожалуй, единственная женщина, которую мне прощает моя жена.