«Иран отдает себе отчет в том, что активно провоцирует кризис»

Мухаммед аль-Барадей попытается убедить власти Ирана вернуться к договоренностям с МАГАТЭ

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мухаммед аль-Барадей прибыл сегодня в Тегеран. Приглашение в Иран он получил от руководителя Организации по атомной энергии исламской республики Голямрезы Агазаде. Его визит также связан с недавними заявлениями властей Ирана о том, что эта страна теперь обладает технологией обогащения урана.


Накануне президент исламской республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Иран присоединился к странам, обладающим ядерными технологиями. Президент сообщил, что иранские ученые, проводившие научно-исследовательскую деятельность под наблюдением МАГАТЭ в ядерном центре в Натанзе, 9 апреля полностью завершили разработку технологии производства ядерного топлива в лабораторных условиях.
Как отметил Ахмадинежад, иранскими учеными получен низкообогащенный уран с 3,5-процентным содержанием изотопа урана-235. Необходимо заметить, что для ядерных боеприпасов требуется не менее 80-90%. Президент Ирана также сказал, что страна собирается создать собственный ядерный топливный цикл.


Разработки Ирана в области ядерной энергетики давно вызывают беспокойство мирового сообщества, особенно США. Госсекретарь США Кондолиза Райс считает, что Совет Безопасности ООН должен дать жесткий ответ Ирану, пренебрегшему требованиями международного сообщества.


«Мы намерены неуклонно следовать нашему курсу дипломатии. Мы надеемся, что обговоренная и согласованная дипломатическая политика, за которой стоит весь мир, убедит Иран в необходимости вернуться назад, в рамки требований международного сообщества. Эти требования известны, и Иран должен с ними согласиться», - сказала Райс.


По ее мнению, Совет безопасности должен начать действовать лишь после того как к 28 апреля получит отчет Международного агентства по атомной энергии о том, выполнено ли требование Совета о возврате Ирана к сотрудничеству с МАГАТЭ.


По мнению американского политолога, президента консалтинговой компании «Евразия» Иэна Бремера действия Ирана носят отнюдь не спонтанный характер.


«Иран все хорошо рассчитал, - говорит эксперт. - Прежде всего, я имею в виду выбор времени заявления о первом обогащении урана. Это произошло через две недели после принятия резолюции Совета Безопасности ООН - но за два дня до прибытия главы МАГАТЭ аль-Барадея в Тегеран. Выглядит явно провокационно. Эта новость была с восторгом прокомментирована не только нынешним президентом Ирана Ахмадинежадом, но и бывшим президентом страны Рафсанджани. Таким образом, Иран показывает, что решение принимает не один случайный безумец, а вся иранская элита. И это, несомненно, жесткий сигнал любому, кто рассчитывает, что разрешить кризис вокруг Ирана можно только средствами дипломатии».


Вариант возможной силовой акции против Ирана упоминается с огромной осторожностью, говорит Бремер. Многие в Вашингтоне верят, что Иран действительно продемонстрировал свое ядерное ноу-хау. Но никто не хочет повторить ошибку, подобную иракской войне.


«Иран – не Ирак. У него множество действенных рычагов, включая хорошо подготовленную армию, лояльную клерикальному режиму. Иран способен вызвать множество проблем в регионе, таких, например, как обширный конфликт между суннитами и шиитами. Иран как крупный мировой производитель нефти, грозит создать большую прореху в глобальном нефтяном рынке. Иран отдает себе отчет в том, что он активно провоцирует кризис, и в этом отношении он отличается от Северной Кореи. Понимая, что вызывает озабоченность США и стран Европы, Иран дает понять, что охотно будет продолжать разыгрывать ядерную карту».


Шагом в неверном направлении назвали действия Тегерана и представители министерства иностранных дел России. Москва призвала Иран на практике исполнять договоренности с МАГАТЭ. Но Тегеран эти предложения уже отверг, заявив, что не остановит свои разработки.


О том, как может изменить политическую ситуацию на Ближнем Востоке и в мире появление у Ирана собственной ядерной программы, корреспонденту Радио Свобода Любови Чижовой рассказала профессор Института востоковедения Ирина Звягельская. По ее словам, то, что происходит сейчас, скорее напоминает политический блеф, что вполне вписывается в его нынешний подход к международным делам.


«Иран должны уважать. Иран должны бояться. Необходимо сплачивать население внутри страны. Иран должен иметь серьезное влияние в мусульманском мире. Мне кажется, что это основные параметры, которые определяют сделанные заявления», - считает эксперт.


Вполне объяснимо, почему заявления Тегерана вызывают такое раздражение в США. «В условиях, когда в Иране у власти находятся люди, достаточно непредсказуемые, в условиях, когда непонятно, когда и при каких условиях это оружие может быть использовано, конечно, сама идея того, что у такого рода режимов появляется ядерное оружие не может не вызвать беспокойство у всех, между прочим, а не только у США», - говорит востоковед.


Выход из ситуации, по мнению российского эксперта, можно найти не в давлении на Иран, а в том, чтобы «помочь Ирану выйти из известной изоляции, в которую он сам себя загнал, и в том, чтобы больше, может быть, развивать с ним сотрудничество, в том числе и по этим направлениям. Кстати, на это был в свое время направлен российский план, когда совместное обогащение предполагалось на российской территории. То есть сделать его программу максимально прозрачной. Что касается просто непосредственного давления, угроз и так далее: мне кажется, что это будет только прибавлять радикализма иранскому президенту и усиливать его позиции в Иране».


Между тем, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан накануне призвал не нагнетать ситуацию вокруг заявлений Ирана о его достижениях в ядерных исследованиях и сосредоточиться на поисках дипломатических путей урегулирования кризиса.
Собственно, с этой целью и отправился в Тегеран глава МАГАТЭ. Аль-Барадей должен встретиться с представителями иранского руководства для консультаций по вопросам дальнейшего сотрудничества.