В Государственной Думе России готовится парламентский запрос генеральному прокурору - о проверке договора между Газпромом и компанией «РосУкрЭнерго». В январе Госдума по предложению депутата от фракции «Родина» Олега Шеина поручила комитету по собственности выяснить, кому принадлежит фирма «РосУкрЭнерго», выступающая посредником при сделках по поставкам газа на Украину. ФСБ, МИД и Торгово-Промышленная палата официально ответили, что не располагают информацией, кто перепродает российский газ. Газпром отказался дать ответ, ссылаясь на то, что договоры являются коммерческой тайной.
С инициатором проверки договора Газпрома и «РосУкрэнерго», депутатом Госдумы от фракции «Родина» Олегом Шеиным беседует обозреватель Радио Свобода Михаил Соколов:
- Олег Васильевич, вы получили официальные ответы на запрос о том, кто является собственником фирм, которым принадлежит компания «РосУкрЭнерго». Насколько я понимаю, официальные органы России сообщают, что они не знают, кто является их партнером?
- Вообще, те ответы, которые получил парламент, являют собой образец наглости. В январе этого года, когда произошли известные события вокруг поставок российского газа в Украину, по моему предложению парламент (то есть в том числе и фракция «Единая Россия») единогласно проголосовал за официальный запрос - кто собственник «РосУкрЭнерго» - и попросил предоставить в наш адрес копию договора между РАО «Газпром» и «РосУкрЭнерго». На что РАО «Газпром» ответило, что информацией о держателях акций австрийского партнера Reiffeisen Investment AG оно не располагает, и далее - цитирую дословно: «ОАО Газпром не имеет возможности представить копии договоров между ОАО Газпром и компанией «РосУкрЭнерго», поскольку договоры ОАО Газпром с покупателями газа содержат сведения, составляющие коммерческую тайну».
- Господин Рязанов вообще имеет право так отвечать парламентариям?
- Не имеет никакого права. Но на этом история не заканчивается. Там еще есть очень интересный эпизод. Параллельно с официальным запросом в адрес «Газпрома» Госдума направила запросы в ряд государственных структур. И получила ответы - что, оказывается, Торгово-промышленная палата, которая такие сделки обязана контролировать, сведениями в отношении австрийской стороны не обладает, что Министерство иностранных дел получить сведения о том, кто же является у нас перепродавцом газа, не смогло. И, наконец, читаю официальные ответы Федеральной службы безопасности: «По имеющимся у ФСБ сведениям, компания «РосУкрЭнерго» в России не аккредитована, официального представительства не имеет, в связи с чем сведениями о собственниках мы не располагаем». Вопиюще. Поэтому в настоящее время подготовил официальный запрос от имени парламента в адрес Генеральной прокуратуры, чтобы уж Генпрокуратура занялась данной темной историей.
- А какой смысл искать собственников «РосУкрЭнерго»? В конце концов, если компания перепродает российский газ и честно расплачивается с бюджетом, с другими организациями, какая разница, кто за ней стоит?
- Во-первых, начнем с того, что без понимания финансовой прозрачности нет понимания и другого - сколько же у нас непосредственно получает «Газпром» при поставках данного газа и сколько у нас получает государство при поставках данного газа? То есть какова маржа «РосУкрЭнерго», какую сумму с этой сделки получает «РосУкрЭнерго»? Второй момент - если мы говорим о государственной компании, какой является «Газпром», то любые коммерческие операции ее в данном смысле слова должны быть абсолютно понятны и прозрачны. Ведь что получилось в январе? Огромный международный скандал, который существенным образом испортил отношения России с Украиной, который существенным образом обострил отношения России с ближним зарубежьем, как минимум. Да и из дальнего зарубежья тоже это благоприятно не выглядело. Если теперь выяснится, что сыр-бор шел лишь ради чьих-то частных коммерческих интересов, это однозначно основание для возбуждения уголовного дела, потому что удар по репутации страны был нанесен не ради государственных интересов, а ради частных коммерческих планов.
- То есть вы хотите обратиться с парламентским запросом к генеральному прокурору России, подозревая, что какие-то деньги, благодаря деятельности этой компании «РосУкрЭнерго» неизвестно кому принадлежащие, просто уходят из государственной казны?
- Абсолютно правильно. Иначе понять, почему никакая информация не открывается, невозможно.
- Но, может быть, Украина настаивала на таком посреднике, и в другом случае сделка была бы невыгодной?
- Если у нас американцы ищут нашего министра атомной промышленности Адамова и сажают его в тюрьму из-за того, что тот украл российские деньги (бывшие американские, ставшие российскими), то почему мы-то не будем разбираться, куда ушли наши собственные финансовые ресурсы? Это первое. И второе - Украина не может диктовать российскому парламенту и российской государственной власти, на каких условиях российская государственная компания будет поставлять Украине газ. Больше того, как известно, крупные фракции Верховной рады тоже ведут самостоятельной расследование по данной проблеме.
- Вы рассчитываете на то, что большинство из «Единой России» сможет поддержать подобный парламентский запрос, который, похоже, против интересов Кремля?
- Я, честно, очень удивился, когда они прошлый раз поддержали. Но если они поддержали прошлый раз, почему им не поддержать в этот?