«Решение принимает не один случайный безумец, а вся иранская элита»

Новость об обогащении урана для топливного цикла была с восторгом объявлена согражданам и миру президентом Ирана Ахмадинежадом



Глава Международного агентства по атомной энергии Мохаммед аль-Барадей в четверг провел в Тегеране переговоры, пытаясь убедить иранские власти прекратить ядерные разработки и возобновить сотрудничество с международными инспекторами. Аль-Барадей должен в конце апреля представить отчет в Совет Безопасности ООН, где вновь будут обсуждать ядерную программу Тегерана. « Я намерен обсудить, как мы можем сделать, чтобы Иран действовал в соответствии с требованиями международного сообщества. Иранские власти должны завоевать доверие, предприняв определенные шаги, включая отказ от производства обогащенного урана. Только так может быть восстановлено доверие к Ирану в глазах мирового сообщества и прояснены основные вопросы», - сказал глава МАГАТЭ.

Так же считает и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он призвал Тегеран к диалогу с международными организациями: «Иран настаивает на том, что у его ядерных разработок мирные цели. Если это так, они должны предоставить международному сообществу соответствующие доказательства и совместно работать над решением проблемы».


В среду по поводу ситуации вокруг Ирана высказалась и госсекретарь США Кондолиза Райс. Государственный секретарь Соединенных Штатов воспользовалась встречей в Вашингтоне с президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Обиангом Нгуемой, чтобы публично прокомментировать позицию своей страны в свете развития событий, связанных с иранской ядерной программой: «Мы намерены неуклонно следовать нашему курсу дипломатии. Мы надеемся, что обговоренная и согласованная дипломатическая политика, за которой стоит весь мир, убедит Иран в необходимости вернуться назад, в рамки требований международного сообщества. Эти требования известны, и Иран должен с ними согласиться».


Кондолиза Райс добавила, что не будет настаивать на чрезвычайном созыве Совета Безопасности ООН. По мнению Кондолизы Райс, Совбез должен начать действовать лишь после того как к 28 апреля получит отчет Международного агентства по атомной энергии о том, выполнено ли требование Совета о возврате Ирана к сотрудничеству с МАГАТЭ.


Известный американский политолог и президент консалтинговой компании «Евразия» Иэн Бремер считает, что последние действия Ирана носят отнюдь не спонтанный характер: «Иран все хорошо рассчитал. Прежде всего, я имею в виду выбор времени заявления о первом обогащении урана. Это произошло через две недели после принятия резолюции Совета Безопасности ООН, но за два дня до прибытия главы МАГАТЭ аль-Барадея в Тегеран. Выглядит явно провокационно. Эта новость была с восторгом прокомментирована не только нынешним президентом Ирана Ахмадинежадом, но и бывшим президентом страны Хашеми-Рафсанджани. Таким образом, Иран показывает, что решение принимает не один случайный безумец, а вся иранская элита. И это, несомненно, жесткий сигнал любому, кто рассчитывает, что разрешить кризис вокруг Ирана можно только средствами дипломатии».


Великобритания разделяет позицию США по этому вопросу, однако также призывает к сдержанности и переговорам. На пресс-конференции в Москве посол Великобритании Энтони Брентон сказал по этому поводу: «Мы не считаем, что вчерашнее заявление иранских властей помогает нам разрешить ситуацию. Мы старались вместе с нашими европейскими ближайшими союзниками, с американскими партнерами, конечно, вместе с Россией добиться того, чтобы Иран пришел к соглашению с тем, что связано с Международным агентством по ядерной энергии. И мы рады тому, что Совет Безопасности, включая Россию, занимается этим вопросом, и то, что Ирану было сказано, какие шаги хотелось бы, чтобы Иран предпринял. И мы ждем того, чтобы иранские власти ответили на это предложение, действовали в союзе с международными органами, которые занимаются ядерной энергией и также в близком сотрудничестве с Россией».


Франция, в свою очередь, считает, что пока рано говорить о том, насколько далеко продвинулся Тегеран в ядерных разработках. Французский представитель в ООН Жан-Марк де ла Сабльер заявил: «Мы очень внимательно следим за тем, что говорят иранцы, и я должен заявить о своей обеспокоенности. Но нам нужно знать больше, чтобы понять, смысл иранского заявления».


О собенно пристально следят за развитием событий вокруг иранской ядерной программы в Израиле. Израильские эксперты отмечают, что первый успех совсем не означает, что Иран тут же сможет создать достаточное количество топлива для управления реактором или материалов, необходимых для начинки ядерной боеголовки: на создание бомбы уйдут годы. И все же у руководителя военной разведки Израиля, Амоса Ядлина, и эти достижения Ирана вызывают серьезные опасения. В интервью газете «Гаарец» он выразил надежду, что международное сообщество не попадется на удочку Тегерана и в скором времени найдет пути, чтобы заставить Тегеран полностью свернуть свою ядерную программу. Ядлин считает, что ни Израиль, ни Запад не имеют полной информации о состоянии иранской ядерной программы.


В Израиле особенно остро реагируют на ядерные амбиции Ирана в связи с угрожающими заявлениями иранского президента Махмуда Ахмадинежада в адрес еврейского государства. Не так давно Ахмадинежад, заявил, что Израиль должен быть стерт с карты мира.


«Режим с весьма радикальной идеологией и искаженным восприятием реальности, что явствует из этого заявления. В совокупности с ядерным оружием, мне кажется, это очень опасная комбинация, с которой никто в международном сообществе мириться не станет», - говорит представитель израильского МИДа Марк Регев.


Однако в среду ветеран израильской политики Шимон Перес сказал в интервью радиостанции «Голос Израиля», что следует набраться терпения и оставить Америке разбираться с этим делом. По мнению Переса, Израиль не должен действовать в одиночку, как это было в 1981 году, когда его ВВС разбомбили атомный реактор в Ираке. Комментарии Шимона Переса в общем созвучны с позицией официального Иерусалима, который уже давно прилагает усилия к тому, чтобы проблема Ирана решалась на международном уровне.


«Иран - угроза не только для Израиля, Иран - глобальная угроза. Иран, возможно, самая большая на сегодняшний день угроза всему миру», - заявил посол Израиля в ООН Дан Гиллерман.