Петр Мамонов родился в Москве. Рок-музыкой увлекся в юности, когда играл на гитаре в дворовой группе «Экспресс». Известность получил в 1984 году, после начала выступлений панк-группы «Звуки Му». Этот один из самых самобытных на российской рок-сцене коллективов просуществовал до конца восьмидесятых, оставив поклонникам восемь альбомов, самые известные из которых — «Крым» и «Простые вещи». В начале девяностых годов создал рок-группу «Мамонов и Алексей», записал несколько сольных альбомов Снимался в кино — фильмы «Игла», «Такси-блюз», «Время печали еще не пришло», играл в театре имени Станиславского, выступал с моноспектаклями. Периодически живет в подмосковной деревне Ефаново.
Что в середине 1980-х годов могла противопоставить Москва петербургской новой рок-н-ролльной волне? Я бы сказала — ничего, если бы не группа «Звуки Му» и ее лидер Петр Мамонов. Петербургская школа в лице ее лучших представителей (Гребенщиков, Науменко, Цой) была лирически-исповедальной, — используя театральную терминологию, это была «школа переживания». Москва ударила по ней «школой представления», своим лучшим артистом Петром Мамоновым. Ничего подобного я более никогда не видела. Он был и есть — поэт, музыкант, философ, танцор и актер. Теперь, когда мне рассказывают про открытия актуальных драматургов, я смеюсь. Все они были сделаны Петей Мамоновым, облечены в совершенную форму, грандиозно сыграны и занимали во времени не более пяти минут, если говорить об отдельных композициях. На московских кухнях, а потом и сценах появился «Темный Му». Страшенный рослый худой русский мужик — не то с похмелья, не то уже в белой горячке. Будто не имеющие костей конечности развинченно болтались по сторонам тряпичного тела — пластика вышедшей из подчинения, обезумевшей марионетки: пусть попробуют повторить ее специально обученные исполнители современных танцев.
Марионетка выхаркивала абсурдные по сути, но очень узнаваемые в конкретных словах тексты. «Муха — источник заразы», «Люля-кебаб», «У нас была любовь, а теперь ремонт», «Турист» — и, как самое членораздельное, ясное высказывание «Серый голубь». «Я серый голубь, — пел Мамонов, — моя шея тонка, свернуть эту шею не дрогнет рука у тебя, зато я умею летать». При этом Петя как-то жалко всхлопывал сломанными в локтях руками-крылышками. И ты все понимал про маленького человека, пусть спившегося, гадкого, обезображенного, но хотя бы пытавшегося взлететь. Как говорит МакМерфи в романе Кена Кизи: «Я хотя бы попробовал».
Когда рок-музыка сдалась на милость шоу-бизнеса, Петя совершил побег в театр. Один за другим он ставит спектакли — мрачные, абсурдистские спектакли на сцене драматического театра имени Станиславского, — и сам играет в них главные роли, зато в жизни его, кажется, нет мрака. Петр Мамонов, как и лидер группы «Вежливый отказ» Роман Суслов, уехал в деревню, живет там, — тоске по лучшей жизни предпочел веру в Бога, но не кликушествует и не навязывает ее другим, как делают иные бывшие соратники по рок-сцене. Интересно, напишет ли он когда-нибудь песню «Светлый Му»?