Людмила Алексеева: "Новый закон - антиконституционный!"

17 апреля вступает в силу новый закон о работе неправительственных организаций. «Мы мешаем властям», - так прокомментировал поправки к закону бывший уполномоченным по правам человека Олег Миронов. Было это в ходе работы Круглого стола, посвященного обсуждению закона, положения которого существенно повлияют на деятельность российских и иностранных общественных и некоммерческих организаций в России. Правозащитники называют этот закон антиконституционным и сочли необходимым публично озвучить свое отношение к его новой редакции.


Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, утверждает: «В нашей Конституции сказано, что граждане Российской Федерации имеют право объединяться в общественные организации для самовыражения и для защиты своих прав и интересов. Новый же закон ставит очень серьезные препоны этому нашему обеспеченному Конституцией праву. Значит, этот закон антиконституционный».


Правозащитники говорят, что новый закон ставит их под ничем не оправданный контроль государства. Сейчас в стране существует около 2 000 правозащитных организаций. После вступления закона в силу выжить смогут около 500, считают эксперты. Власть хочет свести на нет правозащитное движение к предстоящим выборам 2008 года, полагает Людмила Алексеева: «Сам закон и та поспешность, с которой он был принят и с которой его намереваются проводить в жизнь, объясняются близостью выборов 2007-2008 года. Напуганные событиями в Грузии, Украине, Киргизии, наши власти хотят обеспечить себе колоссальный запас прочности. Кстати сказать, действительно, и в Украине, и в Грузии заметную роль вместе с политическими партиями сыграли и общественные организации – как проявление нормальной активности граждан».


Новая редакция закона устанавливает, что неправительственной организации может быть отказано в государственной регистрации, если «цели ее создания противоречат Конституции и законодательству России, создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству, самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации». Британского адвоката Дру Холинера – он работал над анализом документа для Европарламента – такая формулировка привела в недоумение: «Национальное единство, самобытность, национальные интересы – наверное, это все очень хорошие интересы, которые нужно защищать. Но где они записаны? Я читаю «Российскую газету», я смотрю государственный телеканал «Россия» - и я вижу много лиц со своим собственным пониманием национальных интересов Российской Федерации. Что получается? Это нигде, ни в каком перечне не установлено, и это означает, что любой чиновник регистрирующих органов сам для себя устанавливает правила. Если он считает, что эта организация не соответствует национальным интересам Российской Федерации, пожалуйста, идите в суд, защищайте. А чем суд будет руководствовать, какими нормами закона? Наверное, своим собственным пониманием национальных интересов Российской Федерации».