Фильмы Берлинского кинофестиваля


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.

Дмитрий Волчек: В четверг открылся Берлинский кинофестиваль. О фильмах Берлинале поговорим с кинокритиком Андреем Плаховым. Андрей, добрый вечер. Давайте начнем не с конкурса, а с юбилея. Секция «Панорама» отмечает свое 30-летие, а это одна из важнейших для духа Берлинале программ.

Андрей Плахов: Да, «Панорама» была основана 30 лет назад и стала, с одной стороны, альтернативой слишком официальному конкурсу, с другой стороны, альтернативой «Форуму», который в свою очередь возник как альтернативная программа после фестивального кризиса 1968 года. Поэтому в «Панораме» соединились две тенденции: с одной стороны, попытка показывать и представлять альтернативное кино, а с другой стороны, все-таки делать из этого яркое зрелище со звездами, со своей системой координат, которая вписала «Панораму» как очень яркое явление в картину всего Берлинского фестиваля. И в этом году «Панорама» празднует свой юбилей тоже очень ярко, как обычно, будет большой прием, будет показ нескольких фильмов, юбилейный показ, в частности, фильма « «Дурная ночь» Гаса Ван Сента, одного из фильмов, которые определили лицо будущей программы: он был показан почти 30 лет назад. И также картина новая того же режиссера «Милк», премьера состоится именно в рамках «Панорамы». В «Панораме» всегда важное место занимали фильмы, связанные с политическими процессами, и с другой стороны, «Панорама» всегда поддерживала сексуальные меньшинства. И в этом смысле она остается верной себе. Плакат, выпущенный к юбилею «Панорамы», как раз иллюстрирует все эти ее давние приоритеты.

Дмитрий Волчек: Есть еще один юбилей, который отмечается на Берлинале – это двадцатая годовщина Берлинской стены. В связи с этим в программе много советских фильмов.

Андрей Плахов: Совершенно верно. 20 лет назад пала стена, этой дате посвящены разные публикации в фестивальных изданиях и целая программа, в которой показываются фильмы из стран Восточной Европы и, конечно, Советского Союза, снятые в 70-80 годы. Фильмы, в которых содержался дух сопротивления тоталитарному режиму, и которые в какой-то степени подготовили те процессы, которые произошли в конце 80-х годов. В частности, здесь показывается «Сказка сказок» Юрия Норштейна и множество других картин разных жанров, которые определили лицо такого, скажем, «прогрессивного» советского кинематографа 70-80 годов. То есть на самом деле альтернативного правящему режиму, хотя все это было сделано и на государственных студиях. То же самое можно сказать о фильмах тогдашней ГДР, Польши, Чехословакии и других стран Восточной Европы.

Дмитрий Волчек: В программе только что закончившегося Роттердамского фестиваля было множество новых российских фильмов. Осталось ли что-то для Берлина?

Андрей Плахов: Дело в том, что у Роттердамского фестиваля несколько другая специфика, он показывает те фильмы, которые были представлены на других крупных фестивалях, он дает панораму самого интересно, того, что произошло за год, в частности, в российском кино. В этом году в Роттердаме, помимо двух или трех премьер, остальные фильмы были как бы таким отчетом годовым о том, что произошло в российском кино в 2008 году. А Берлинский фестиваль открывает новый 2009 год и стремится показывать только новые фильмы, абсолютно мировые или международные премьеры. И это, конечно, гораздо сложнее, таких фильмов не так много осталось, а те, которые на подходе или не готовы, они скорее всего будут готовы к Кинотавру или к Каннскому фестивалю: обычно в это время поспевает главный урожай в российском кино. То, что готово было на сегодняшний день, что-то не устроило берлинских отборщиков, а что-то все-таки попало в программу, хотя, к сожалению, не в главный конкурс. Есть короткометражные фильмы в короткометражном конкурсе, есть картина «Россия-88» Павла Бардина в «Панораме». И вот вчера как раз состоялась премьера этого фильма, которая привлекла очень большой интерес местной публики, эта публика всегда очень политизирована, интересуется тем, что происходит в мире, в частности, в России тоже. Этот фильм рассказывает о группе русских скинхедов, фашистов с очень определенной фашистской символикой и соответствующей практикой и заканчивается грустной, можно сказать, трагической статистикой того, что происходит в российских городах, что происходило в 2008 году, какое количество убийств мигрантов, людей некоренной национальности. И все это представлено в фильме в очень жесткой, агрессивной, я бы сказал, радикальной форме, которая как раз соответствует тем ожиданиям, которые обычно связывает с кинематографом программа «Панорама».