Мордовские зоны ждут амнистии

Пока нет данных о том, сколько точно человек может покинуть колонии Дубравлага по амнистии

12938 человек - таково точное число осужденных, отбывающих наказание в колониях Мордовского управления исполнения наказаний. В самое ближайшее время - после принятия Госдумой закона об амнистии - количество заключенных здесь должно сократиться.


Мордовские зоны универсальны - здесь есть колония для женщин, при ней имеется Дом малютки, колонии для нарушивших закон сотрудников правоохранительных органов, для тех, кому суд вынес пожизненный приговор, и, наконец, единственная в России колония для заключенных иностранцев. Осужденные, совершившие нетяжкие преступления, отбывают относительно небольшой срок - до пяти лет, именно на них и должна распространиться амнистия.


Тамара Николаевна - мать одного из осужденных, отбывающего наказание в мордовской колонии надеется, что ее сын Алексей вернется в этом году домой: «Очень ждем. Как только зазвонит телефон, сразу бросаемся к телефону - может быть, какие-то новости. Там, конечно, очень тяжело. Не только тем, кто там находится, но и мы приезжаем - в гостинице живем, не выйти ни за хлебом, никуда, как на зоне порядки, почти такие же».


Надо признать, что за последние годы условия содержания в мордовских колониях значительно улучшились. Это подтверждают и местные, и российские правозащитники, которые год назад провели здесь своеобразный фестиваль, посетив не только колонии, но и местную больницу, где есть даже родильное отделение. Большое достижение: именно благодаря правозащитным организациям в Дубравлаге при женской колонии появился Дом малютки, малыши проводят с мамами первые три года жизни.


У москвички Ирины Королевой в колонии родился сын: «Мы очень благодарны всем, кто придумал и создал совместное проживание. Я считаю, что первые годы жизни ребенок должен с мамой быть».


Но жизнь в колонии далека от идиллии. Одна из актуальных проблем – отсутствие рабочих мест: обеспечить почти 13 тысяч человек работой невозможно.


« Многих не могут обеспечить работой. Администрация просто говорит: ждите, когда освободятся места», - говорит Игорь Пиксайкин, который освободился из мест лишения свободы в начале этого года.


За последний год, по данным местного правозащитника Владимира Гридина, заключенные мордовских лагерей трижды объявляли голодовки. По его мнению, акции протеста были спровоцированы администрациями колоний. Например, в одной из них начальство установило, что заключенные по территории могут передвигаться только строевым маршем, да еще и с песнями.


«Администрация не задумывается - законно это, незаконно, не смотрит, что можно, что нельзя. Проявляет самодурство руководитель», - считает


Владимир Гридин.


Пока нет данных о том, сколько точно человек может покинуть колонии Дубравлага по амнистии. А вот число условно-досрочно освобожденных прогнозируемо: в прошлом году их было 2351 человек. Большинство из них - жители Москвы, Московской области и Мордовии.