Большинство дел об убийстве мэров в России не раскрыто

Ни у кого не вызывает сомнений заказной характер убийства главы города Дзержинский, 52-летнего Виктора Доркина

Правоохранительные органы проводят следствие сразу по нескольким случаям убийств мэров городов Подмосковья. За последние 10 лет в России погибли более тридцати мэров и их заместителей. Наибольшее число убийств в Московской области. Последнее из них совершено 31 марта, когда был убит мэр города Дзержинский Виктор Доркин. Об этой проблеме говорили на «круглом столе» под названием «Мэр города - самая опасная должность в России».


«Раскрывать эти преступления не совсем выгодно для правоохранительных органов»


Из четырнадцати погибших в России за десять лет мэров - семеро были руководителями подмосковных городов. Как рассказал участвовавший в заседании «круглого стола» начальник отдела по расследованию особо важных дел, убийств и бандитизма прокуратуры Московской области Андрей Марков, большинство из этих убийств не раскрыто. Даже по самым последним случаям расследование время от времени приостанавливается.


«У нас раскрыто за последние годы только одно преступление совершенное в отношении руководителя муниципального образования - раскрыто убийство первого заместителя главы администрации Подольска Забродина, - говорит Марков. - Виновные лица установлены следствием, привлечены к уголовной ответственности. В настоящее время дело рассматривается в Московском областном суде».


Что касается убийства глав города Троицка и города Дзержинского, то эти преступления пока не раскрыты. Расследование убийства Доркина продолжается.


В ночь на 31 марта этого года недалеко от своего дома был убит глава города Дзержинский, 52-летний Виктор Доркин. Следователи насчитали на жертве около десяти пулевых ранений, в том числе в голову. Ни у кого не вызывает сомнений заказной характер этого преступления. Основная версия связана со служебной деятельностью погибшего.


Как рассказал Марков, «по делу выдвинут ряд рабочих версий, в том числе и версий, связанных со служебной деятельностью Доркина на посту, и ряд других версий, которые бы я сейчас не хотел оглашать, дабы не повредить следствию, которое в настоящее время активно проводится».


А вот следствие по делу об убийстве главы администрации подмосковного города Троицк Вадима Найденова временно приостановлено. Главной версией следствия является его конфликт с авторитетными бизнесменами по поводу условий застройки городских земель.


У Николая Найденова, отца погибшего в мае 2003 года мэра Троицка Вадима Найденова, есть своя версия, почему расстреляли его сына и почему до сих пор не найдены ни исполнители, ни заказчики убийства. По его словам, сыну неоднократно угрожали, и угрозы были связаны непосредственно с его работой в качестве мэра, в частности с выделением земельных участков под строительство. Сын рассказывал, что угрожают представители криминального мира. Следствие же, по словам Николая Найденова, «не спешит раскрывать убийство».


«Дело в том, - рассказывает отец убитого, - что следственные мероприятия проводятся не совсем качественно и оперативно. Я это могу подтвердить многими фактами. После убийства сына, я встретился со следователем, чтобы уточнить, узнать, как идет расследование данного факта. В разговоре он мне сказал, что, "Николай Петрович, а вы знаете, что это убийство никому не нужно. Оно не нужно высшим руководителям. Поэтому как хотите, так и понимайте". Я думаю, что эти слова появились не на голом месте. Идет какой-то разговор, что раскрывать эти преступления не совсем выгодно для правоохранительных органов. Прекращаются следственные мероприятия. Многие вопросы еще не решены до конца. Генеральная прокуратура конкретно поставила задачу, чтобы допросить таких-то и таких-то лиц. Уже год проходит, до сего времени эти люди не допрошены и не опрошены».


«Те, кто оказывается на принятии решений, - в зоне повышенного риска»


Есть и другие случаи, когда виновные в преступлениях так и не были найдены.
Глава города Жуковского Виктор Мосолов был убит 13 июня 1996 года в подъезде своего дома. Убийство не раскрыто.


22 июня 1999 года 60-летний Валентин Кудинов, глава города Дедовска Истринского района, был найден запертым в своем гараже с тремя огнестрельными ранениями. Убийство не раскрыто.


В апреле 2002 года глава Озерской районной администрации Владислав Сащихин был взорван в своей машине вместе с супругой на пути из аэропорта по Ленинградскому шоссе в Химкинском районе. Убийца не найден.


В июне того же года был застрелен первый заместитель города Подольска Петр Забродин. В ходе расследования были установлены непосредственные исполнители преступления - братья Алексей и Михаил Челышевы и Константин Горюнов. Следствие установило, что преступление организовал директор пищевого комбината Александр Фокин с целью устранить конкурента в предвыборной кампании на должность мэра Подольска. Фокин стал подольским главой, а обвинение в организации убийства ему было предъявлено через пару лет - весной 2005. Выяснилось, что это преступление покрывалось начальником Подольского УВД. В ноябре 2005 года арестованный Александр Фокин был найден повешенным в камере «Матросской Тишины».


В ноябре 2004 года погиб, как окончательно решило следствие, в результате ДТП глава Чеховского района Геннадий Недосека. Рассматривалась и версия об убийстве и инсценировки ДТП, но следователи насильственной смерти не обнаружили. Просто Геннадий Недосека не справился с управлением. Его внедорожник «Хаммер» упал в кювет и загорелся, а глава не смог выбраться из горящей машины.


Свою точку зрения о том, почему в Подмосковье чаще, чем в других регионах убивают руководителей городов, и почему столь низка степень раскрываемости преступлений, Радио Свобода высказал член Общественной палаты Московской области, секретарь Федерального политсовета партии «Союз правых сил» Борис Надеждин.


По его мнению, объективная причина заключается в том, что главный ресурс, главная основа рыночных отношений - это ресурс государственный. И в Подмосковье таким ресурсом является земля. «Гибель и Найденова, и Доркина каким-то образом связана со строительством, землеотводами и так далее, - говорит Надеждин. - Проще говоря, если в других регионах эти заказные убийства касаются в значительной степени предпринимателей (передел рынка, как на Кавказе водочных, или как в Ханты-Мансийске нефтяных и газовых), то в Подмосковье главным ресурсом региона является дорогая земля. Поэтому те, кто оказывается на принятии решений, - зона повышенного риска».


А одной из причин низкой раскрываемости таких преступлений, по словам Надеждина, «является аффелированность правоохранительных органов, местных структур - МВД и прокуратуры районного масштаба, с теми фирмами, которые… вовлечены в эти процессы».


Борис Надеждин считает, что чем меньше государственное регулирование вопросов связанных с экономикой в стране в целом и на уровне местного самоуправления в частности, тем меньшему риску будут подвергаться чиновники. Но, к сожалению, отметил Надеждин, в России сейчас наблюдается обратная тенденция.