Россия переживает строительный бум. Во многих городах вместо ветхого жилья строятся новые многоэтажные дома. Однако эксперты бьют тревогу по поводу сохранности старинных памятников архитектуры. В частности, считают они, строительные корпорации, развернувшие в Санкт-Петербурге бурную деятельность, разрушают исторический облик города.
По новому Генплану территория охранных зон в центре Петербурга сильно уменьшилась. Более того, территория, включенная в список объектов всемирного наследия и находящаяся под защитой ЮНЕСКО, сокращается. В итоге ЮНЕСКО может поставить под сомнение дальнейшее пребывание Петербурга в числе особо охраняемых городов. Впрочем, такие предположения категорически опровергает главный архитектор города Александр Викторов.
«Что касается вопроса о конфликте с ЮНЕСКО, то пока я никакого конфликта не вижу, потому что в составе Генерального плана утверждены границы зоны охраны памятников», - говорит он.
Новый Генплан был принят с рекордным количеством поправок. Защитники старого города, между тем, говорят, что цель чиновников состояла в том, чтобы снять с себя ответственность за нарушения при застройке исторического центра и любой ценой повысить капитализацию регионального строительного рынка.
Облик города при этом может разрушаться разными способами. 18 «шедевров» современного зодчества, среди которых многоэтажное здание на Шпалерной улице, испортившее вид на Смольный собор, теперь сами чиновники признают вопиющими ошибками. Но есть вещи менее очевидные. Например, новые реставрационные технологии, о которых говорит член Общества охраны памятников Юрий Шутый. У него есть ряд претензий к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников.
«Когда комитет возглавлял Никита Никитович Явейна, впервые за всю историю ленинградской реставрации было принято решение о сплошном сбивании исторической штукатурки со стен памятников архитектуры для того, чтобы новый слой штукатурки лучше сцеплялся и лучше стоял, - говорит эксперт. - Здание неоднократно подвергались ремонту, штукатурились, и составы штукатурки со временем менялись».
Подлинные исторические составы очень интересны реставраторам, поскольку они рассказывают историю здания. Однако с некоторых памятников архитектуры была уничтожена вся штукатурка. Пострадали Строгановский дворец на Невском проспекте, корпус Соколова и Росселя в Публичной библиотеке, ценнейший памятник середины XVIII века, так называемый дворец Петра II на Университетской набережной, рассказывает Юрий Шутый.
Защитники города также говорят, что новым строительством могут быть непоправимо изуродованы Таврический и Лопухинский сады и даже Михайловский сад в самом центре Петербурга.
С аналогичными проблемами сохранности архитектурных памятников старины сталкивается и недавно отметившая 1000-летие столица Татарстана Казань. Новые дома, появившиеся на месте старинных зданий после программы ликвидации ветхого жилья, никак не могут заменить исторические ценности. А те ценности, что еще остались, находятся в плачевном состоянии.
Как говорит кандидат исторических наук Арат Ситдиков, в отличие от множества городов России, Казань до недавнего времени могла похвастаться большим числом памятников. Однако «проблемы, связанные с архитектурными, археологическими памятниками на территории города Казани, остаются и требуют к себе еще дополнительного внимания».
Многих архитектурных памятников уже нет, а вместе с ними уходит и дух старой Казани. Городская общественность встрепенулась только тогда, когда стали появляться яркие, но все же безликие новостройки. Журналист Наталья Топал, много лет занимающаяся этой проблемой говорит, что ей новый дома напоминают почему-то детский пластилин: они все разноцветные и такие квадратные.
«А очнулись когда? Когда был полностью уничтожен, разрушен дом Велимира Хлебникова, который прославил нашу Казань на весь мир, когда был разрушен дом Вероники Тушновой, когда были разрушены генеральские дома по проекту Петонди, а это ведь, извините меня, архитектор с мировым именем, это история не только Казани, это мировая история», - возмущается Наталья Топал.
По словам Арата Ситдикова, несмотря на те утраты, которые произошли, в Казани еще сохраняется среда и значимые для истории города памятники, требующие особого внимания: «Здесь можно было бы назвать целую серию таких объектов. В частности, дом Фукса находится в очень плачевном состоянии, требующем к себе пристального внимания. Уникальнейшая личность - сам Фукс и дом представляет собой большой интерес, связанный непосредственно с личностью этого человека. Дом Михляева, в котором был Петр I, к сожалению, тоже находится в состоянии, требующем пристального внимания».
Эксперты надеются, что обществу удастся сохранить как можно больше памятников. И тогда внуки смогут узнать, какой были прежде города России, просто выйдя на улицу, а, не отыскивая в архивах пыльные фотографии и старые телерепортажи.