Пришла трагическая новость. Умерла Маргарита Александровна Эскина, человек, который занимал особое место не только в российской театральной, но и в общественной жизни. В декабре прошлого года ей исполнилось 75 лет.
С 1987 года Маргарита Александровна была директором Центрального Дома Актера имени А.А. Яблочкиной, который именно при ней стал культовым местом для всех, чья жизнь была связана с театром. Она любила актеров и написала о них книгу "Мастера и Маргарита". Они отвечали ей взаимностью.
Маргарита Эскина еще при жизни стала человеком-легендой. Такой в истории русской культуры и останется.
В эфире Радио Свобода Маргариту Эскину вспоминает театральный обозреватель Марина Тимашева:
"Маргарита Эскина, Маргоша, Маргуля, Королева Марго. Ее все любили. Она была дочерью Александра Эскина, того, кто в течение самых поганых для страны лет, возглавлял Дом актера имени Яблочкиной, того, кто создал славу этому дому. И, спустя короткое время, после его ухода, директором стала она. Раньше Дом находился на Тверской, потом сгорел, казалось, что все кончено. Только воля, сила, страстная любовь к делу Маргариты Эскиной позволила ему возродиться на Арбате, 35. Спокойно жить ей и там не давали, на лакомый кусочек имущества в центре Москвы то и дело слетались стервятники. Но они ничего не добились. Великие актеры встали на защиту Дома стеной. Знаете почему? Потому что мастера любили свою Маргариту не меньше, чем она любила их. В ее книге "Мастера и Маргарита" нет ни одного плохого человека, каждому сомнительному, даже дурному поступку актеров она находила оправдание. Она была душой любого общества. Капустники, юбилейные вечера в ее доме — теплее не бывает. Она поддерживала, чем могла, стареньких актеров, она давала репетировать и играть спектакли молодым — например, слава пришла к Инге Оболдиной после того, как именно в Доме актера был показан спектакль "Сахалинская жена", она нашла деньги на издание газеты "Дом актера" и никогда не вмешивалась в работу редакции, она собирала актеров со всего бывшего Советского Союза — совем недавно здесь играл свой спектакль Донатас Банионис. В ее доме собирались актеры, режиссеры, композиторы, драматурги всех поколений: Владимир Зельдин, Владимир Этуш, Вера Васильева, Элина Быстрицкая, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Юрий Васильев, Юрий Соломин, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Марк Захаров и Дмитрий Певцов, и студенты, чьи имена пока никому не известны. Такого множества знаменитых людей не удавалось собрать в один вечер под одной крышей даже всесильным организаторам киноцеремоний. Ей никто не мог отказать. Маргарита Эскина никогда не собиралась быть актрисой, но была необыкновенно артистична . Все, кто видел передачи из Дома Актера на канале "Культура", знают, что она выступала на равных со своими выдающимися друзьям и на сцене вела себя совершенно естественно и органично. Последние годы у нее болели ноги, ее возили в коляске, но на сцену она поднималась без посторонней помощи. У нее был перелом позвоночника, но она приезжала на работу, вела собрания, боролась со всякими бюрократическими инстанциями, покушавшимися на здание Дома Актера. Она ездила в Германию оперировать ноги и возвращалась, и люди знали, что она здесь, рядом, с ними. Маргарита Эскина была человеком исключительной стойкости и порядочности. Второго такого светлого, радостного, жизнелюбивого, человека не сыскать.
Ее отец спас жизнь моему папе, достал для ребенка, подорвавшегося на фашистской мине, пенициллин. Маргоша уговорила мою маму рожать, врачи не советовали, мама послушала подругу, а не медиков. Выздоровела мама, родилась я. Я выросла в ее доме. Тетя Маргарита — моя вторая мама, я помню, как хорошо было детям в ее доме, как она придумывала для нас игры и викторины, как в ее собственной квартире, когда она еще работала на телевидении, уже существовал для нас, счастливчиков, Дом Актера. Однажды она пришла к нам в гости в туфлях, я была крошечная, всплеснула руками и закричала: "Ой, а Маргаритка-то на каблуках". Она для меня всегда — на каблуках, выше всех, стройней, красивее, добрее и лучше".
<<Маргарита Эскина в эфире Радио Свобода. "Лицом к лицу">>
Маргарита Эскина еще при жизни стала человеком-легендой. Такой в истории русской культуры и останется.
В эфире Радио Свобода Маргариту Эскину вспоминает театральный обозреватель Марина Тимашева:
"Маргарита Эскина, Маргоша, Маргуля, Королева Марго. Ее все любили. Она была дочерью Александра Эскина, того, кто в течение самых поганых для страны лет, возглавлял Дом актера имени Яблочкиной, того, кто создал славу этому дому. И, спустя короткое время, после его ухода, директором стала она. Раньше Дом находился на Тверской, потом сгорел, казалось, что все кончено. Только воля, сила, страстная любовь к делу Маргариты Эскиной позволила ему возродиться на Арбате, 35. Спокойно жить ей и там не давали, на лакомый кусочек имущества в центре Москвы то и дело слетались стервятники. Но они ничего не добились. Великие актеры встали на защиту Дома стеной. Знаете почему? Потому что мастера любили свою Маргариту не меньше, чем она любила их. В ее книге "Мастера и Маргарита" нет ни одного плохого человека, каждому сомнительному, даже дурному поступку актеров она находила оправдание. Она была душой любого общества. Капустники, юбилейные вечера в ее доме — теплее не бывает. Она поддерживала, чем могла, стареньких актеров, она давала репетировать и играть спектакли молодым — например, слава пришла к Инге Оболдиной после того, как именно в Доме актера был показан спектакль "Сахалинская жена", она нашла деньги на издание газеты "Дом актера" и никогда не вмешивалась в работу редакции, она собирала актеров со всего бывшего Советского Союза — совем недавно здесь играл свой спектакль Донатас Банионис. В ее доме собирались актеры, режиссеры, композиторы, драматурги всех поколений: Владимир Зельдин, Владимир Этуш, Вера Васильева, Элина Быстрицкая, Александр Ширвиндт и Михаил Державин, Юрий Васильев, Юрий Соломин, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Марк Захаров и Дмитрий Певцов, и студенты, чьи имена пока никому не известны. Такого множества знаменитых людей не удавалось собрать в один вечер под одной крышей даже всесильным организаторам киноцеремоний. Ей никто не мог отказать. Маргарита Эскина никогда не собиралась быть актрисой, но была необыкновенно артистична . Все, кто видел передачи из Дома Актера на канале "Культура", знают, что она выступала на равных со своими выдающимися друзьям и на сцене вела себя совершенно естественно и органично. Последние годы у нее болели ноги, ее возили в коляске, но на сцену она поднималась без посторонней помощи. У нее был перелом позвоночника, но она приезжала на работу, вела собрания, боролась со всякими бюрократическими инстанциями, покушавшимися на здание Дома Актера. Она ездила в Германию оперировать ноги и возвращалась, и люди знали, что она здесь, рядом, с ними. Маргарита Эскина была человеком исключительной стойкости и порядочности. Второго такого светлого, радостного, жизнелюбивого, человека не сыскать.
Ее отец спас жизнь моему папе, достал для ребенка, подорвавшегося на фашистской мине, пенициллин. Маргоша уговорила мою маму рожать, врачи не советовали, мама послушала подругу, а не медиков. Выздоровела мама, родилась я. Я выросла в ее доме. Тетя Маргарита — моя вторая мама, я помню, как хорошо было детям в ее доме, как она придумывала для нас игры и викторины, как в ее собственной квартире, когда она еще работала на телевидении, уже существовал для нас, счастливчиков, Дом Актера. Однажды она пришла к нам в гости в туфлях, я была крошечная, всплеснула руками и закричала: "Ой, а Маргаритка-то на каблуках". Она для меня всегда — на каблуках, выше всех, стройней, красивее, добрее и лучше".
<<Маргарита Эскина в эфире Радио Свобода. "Лицом к лицу">>