В театре-мастерской Петра Фоменко — премьера спектакля "Сказка Арденского леса". Ее - по мотивам шекспировской комедии "Как вам это понравится" — сочинили сам Фоменко и Юлий Ким.
Петр Фоменко ставит пьесу в третий раз, Бог любит троицу. Первую версию играли в Театре на Малой Бронной в 1969 году Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Валентин Гафт, Ольга Яковлева, Леонид Каневский. Спектакль закрыли. Тут сошлось два обстоятельства: Ким уже числился диссидентом и в постановке тоже обнаружили что-то не то. Там ведь герои бегут от герцогского двора в Арденский лес и много болтают о свободе. Фоменко поставил пьесу снова в 1981-м, в Театре комедии в Ленинграде, которым тогда руководил. Там играли Михаил Светин и Виктор Сухоруков — его именно Фоменко пригласил в театр, из которого вскоре ушел сам, а вместе с ним ушли из репертуара, как это часто бывает, его постановки. Дальше все помнят, что Петр Наумович перебрался в Москву, создал свой изумительный театр, возглавил кафедру режиссуры Российской академии театрального искусства, а потом оставил ее своему ученику Сергею Женовачу.
В общем, все шло естественным, обычным чередом ровно до прошлого лета. Тогда Союз театральных деятелей в пансионате под Звенигородом проводил летнюю театральную школу. Один из мастер-классов вел Фоменко. Он привез с собой группу стажеров, выпускников театральных институтов, которых выбрал из тысячи претендентов еще годом раньше. Очевидцы сообщают: вместе натаскали откуда-то столов, стульев, веток, наплели венков из одуванчиков и показали шитый на живую нитку, не завершенный, несовершенный, наполовину сымпровизированный в незнакомом пространстве, но абсолютно живой спектакль. "Сказка Арденского леса" — теперь уже спектакль Театра-мастерской Фоменко. Шекспир писал для открытой сцены, без занавеса и декораций, а реквизит определял только основные признаки места и времени действия. Так и здесь: столы и лавки, но, если перевернуть их ножками вверх, на обратной стороне увидишь зеленый газончик. Был герцогский дворец — а стал волшебный лес. Все держится не на деньгах, бутафории, шикарных нарядах, а на фантазии авторов и исполнителей.
Исполнители. Из "старичков" — Кирилл Пирогов в роли Жака-меланхолика, Иван Поповски — начальник охраны Чарли, Олег Нирян — добрый герцог Фердинанд, и его деспотичного брата играет Никита Тюнин. Остальные — те самые стажеры. С миру по нитке — а как затейливая рубаха вышла! Дело, конечно, в том, что Фоменко, в отличие от многих, не так уж интересно прийти в какой-то театр, поставить там спектакль и победить. Он в первую очередь режиссер-педагог. Когда он выучил тому, что знал, своих старшеньких или когда они больше не захотели учиться, или когда, став знаменитыми, потеряли желание репетировать по десять часов в день и жить только театром, тогда-то Петр Наумович набрал стажеров и начал заново.
В пьесе Шекспира очень много разговоров о театре, но там, как вы уже поняли, действие происходит при дворе герцога, а затем — в Арденском лесу, куда бегут герои и где начинаются всякие чудесные превращения. А для Петра Фоменко Арденский лес — это и есть театр, земной рай, изобильный и прекрасный. Где еще скрыться от земных горестей, где еще искать вдохновение и свободу, как не в искусстве? Иное дело, что и Шекспир, и Фоменко знают: театр — рай до поры до времени, пока в него не проникнут зависть и ревность, корыстолюбие, эгоизм, мстительность и мелочность, пока и здесь не заведутся свои хищники. Поэтому в "Сказках Арденского леса" театр младенческой поры, когда герои-актеры юны, когда грешники легко обращаются в праведников, когда еще живут сердцем, когда влюбленность принимают за любовь, когда воображение богато, тело сильно, чувства ярки.
В лучших спектаклях Петра Наумовича всегда есть что-то французское, шампанское, грациозное. Это какой-то чувственный реализм. Кстати, какое счастье, что никто не назвал "Сказки Арденского леса" оскверненным российской реальность словом "мюзикл". Нет, это музыкальный спектакль. Шекспир перемешивает народный фарс, пастораль, карнавал и обрядовые игры с высокой лирической поэзией, он использует самые разные формы стихосложения. Так делает и Юлий Ким в музыке. Мелодии разнообразны, красивые, запоминающие слету, причем вместе с текстом.
Как вам это понравится? — спрашивают актеры у зрителей. А как же нам это могло не понравиться?
(Подробнее о спектакле Петра Фоменко в эфире Радио Свобода Марина Тимашева расскажет в программе "Поверх барьеров", вечером четверга в 21 час по московскому времени)
В общем, все шло естественным, обычным чередом ровно до прошлого лета. Тогда Союз театральных деятелей в пансионате под Звенигородом проводил летнюю театральную школу. Один из мастер-классов вел Фоменко. Он привез с собой группу стажеров, выпускников театральных институтов, которых выбрал из тысячи претендентов еще годом раньше. Очевидцы сообщают: вместе натаскали откуда-то столов, стульев, веток, наплели венков из одуванчиков и показали шитый на живую нитку, не завершенный, несовершенный, наполовину сымпровизированный в незнакомом пространстве, но абсолютно живой спектакль. "Сказка Арденского леса" — теперь уже спектакль Театра-мастерской Фоменко. Шекспир писал для открытой сцены, без занавеса и декораций, а реквизит определял только основные признаки места и времени действия. Так и здесь: столы и лавки, но, если перевернуть их ножками вверх, на обратной стороне увидишь зеленый газончик. Был герцогский дворец — а стал волшебный лес. Все держится не на деньгах, бутафории, шикарных нарядах, а на фантазии авторов и исполнителей.
Исполнители. Из "старичков" — Кирилл Пирогов в роли Жака-меланхолика, Иван Поповски — начальник охраны Чарли, Олег Нирян — добрый герцог Фердинанд, и его деспотичного брата играет Никита Тюнин. Остальные — те самые стажеры. С миру по нитке — а как затейливая рубаха вышла! Дело, конечно, в том, что Фоменко, в отличие от многих, не так уж интересно прийти в какой-то театр, поставить там спектакль и победить. Он в первую очередь режиссер-педагог. Когда он выучил тому, что знал, своих старшеньких или когда они больше не захотели учиться, или когда, став знаменитыми, потеряли желание репетировать по десять часов в день и жить только театром, тогда-то Петр Наумович набрал стажеров и начал заново.
В пьесе Шекспира очень много разговоров о театре, но там, как вы уже поняли, действие происходит при дворе герцога, а затем — в Арденском лесу, куда бегут герои и где начинаются всякие чудесные превращения. А для Петра Фоменко Арденский лес — это и есть театр, земной рай, изобильный и прекрасный. Где еще скрыться от земных горестей, где еще искать вдохновение и свободу, как не в искусстве? Иное дело, что и Шекспир, и Фоменко знают: театр — рай до поры до времени, пока в него не проникнут зависть и ревность, корыстолюбие, эгоизм, мстительность и мелочность, пока и здесь не заведутся свои хищники. Поэтому в "Сказках Арденского леса" театр младенческой поры, когда герои-актеры юны, когда грешники легко обращаются в праведников, когда еще живут сердцем, когда влюбленность принимают за любовь, когда воображение богато, тело сильно, чувства ярки.
В лучших спектаклях Петра Наумовича всегда есть что-то французское, шампанское, грациозное. Это какой-то чувственный реализм. Кстати, какое счастье, что никто не назвал "Сказки Арденского леса" оскверненным российской реальность словом "мюзикл". Нет, это музыкальный спектакль. Шекспир перемешивает народный фарс, пастораль, карнавал и обрядовые игры с высокой лирической поэзией, он использует самые разные формы стихосложения. Так делает и Юлий Ким в музыке. Мелодии разнообразны, красивые, запоминающие слету, причем вместе с текстом.
Как вам это понравится? — спрашивают актеры у зрителей. А как же нам это могло не понравиться?
(Подробнее о спектакле Петра Фоменко в эфире Радио Свобода Марина Тимашева расскажет в программе "Поверх барьеров", вечером четверга в 21 час по московскому времени)